Опубликовано: 26 декабря 2025 года
Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.
Эрнст Теодор Амадей Гофман был плодовитым писателем — наследие великого автора насчитывает огромное число новелл, пьес, повестей, рассказов и романов. Его сочинения — с неповторимым стилем, мистификациями и двоемирием, иронией и гротеском — не только оставили значительный след в истории литературы, но нашли отражение в разных направлениях мирового искусства, в числе которых особое место занимает музыкальный театр. Оперы и балеты, поставленные на сюжеты Гофмана, по сей день вызывают живой интерес публики и постановщиков. В репертуар Мариинского театра сегодня входят опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Дэниэла Кругликова, балет Делиба «Коппелия» в постановке Александра Сергеева и две постановки «Щелкунчика» Чайковского.Сочинения Гофмана обрели популярность в России уже после смерти писателя. В 1830–1840-х годах его рождественские произведения, среди которых был и «Щелкунчик и Мышиный король», регулярно выходили к декабрю отдельными изданиями. Воплотить знаменитый сюжет в танце предложил директор Императорских театров Иван Всеволожский. Сценарий создал Мариус Петипа, хореографию — Лев Иванов. Невероятно образную, волшебную музыку, которой было суждено стать бессмертной, написал Пётр Ильич Чайковский, хорошо знакомый с этой «превосходной сказкой» Гофмана, которая «доставила ему величайшее удовольствие». Мировая премьера сочинения состоялась 6 декабря 1892 года — так на мариинской сцене появился на свет балет, ставший одним из главных символов Нового года и Рождества по всему миру.
В репертуаре Мариинского театра сегодня две постановки «Щелкунчика». Первая — классическая, в хореографии Василия Вайнонена (1934) и оформлении Симона Вирсаладзе (1954). В музыке Чайковского балетмейстер услышал воплощение детских грез и создал спектакль о девочке Маше, которой приснился прекрасный сон. Чудеса масштабно воплотились в традиционной хореографической манере XIX века: развернутых классических ансамблях, дивертисменте характерных танцев и лиричных дуэтах. Вторая версия — эксклюзивная, увидеть её можно только в Мариинском. Опираясь на эстетику Гофмана, художник Михаил Шемякин переосмыслил либретто и создал фантасмагорическое воплощение знаменитого балета. Визитной карточкой спектакля стали причудливые существа в треуголках и с длинными носами, огромный торт и, конечно, вальс черных снежинок. Хореограф постановки — Кирилл Симонов.
Подробности
Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться