Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.
Анонсы

Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Опубликовано: 26 декабря 2025 года

24 января исполняется 250 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В январской афише Мариинского театра к юбилею со дня рождения великого автора будут представлены музыкальные шедевры на его сюжеты — опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» 12 января и балет Чайковского «Щелкунчик»: 2, 3, 5, 7, 9, 10 и 11 января в 13:00 и 18:00, 13 января в 19:00 в хореографии Василия Вайнонена, а также 4 января в 14:00 и 19:00, 6 и 8 января в 11:30, 15:30 и 19:30 в постановке Михаила Шемякина.

Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана1
Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана2
Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана3
Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана4
Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана5
Мариинский отметит 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана6

Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.

Эрнст Теодор Амадей Гофман был плодовитым писателем — наследие великого автора насчитывает огромное число новелл, пьес, повестей, рассказов и романов. Его сочинения — с неповторимым стилем, мистификациями и двоемирием, иронией и гротеском — не только оставили значительный след в истории литературы, но нашли отражение в разных направлениях мирового искусства, в числе которых особое место занимает музыкальный театр. Оперы и балеты, поставленные на сюжеты Гофмана, по сей день вызывают живой интерес публики и постановщиков. В репертуар Мариинского театра сегодня входят опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Дэниэла Кругликова, балет Делиба «Коппелия» в постановке Александра Сергеева и две постановки «Щелкунчика» Чайковского.

Сочинения Гофмана обрели популярность в России уже после смерти писателя. В 1830–1840-х годах его рождественские произведения, среди которых был и «Щелкунчик и Мышиный король», регулярно выходили к декабрю отдельными изданиями. Воплотить знаменитый сюжет в танце предложил директор Императорских театров Иван Всеволожский. Сценарий создал Мариус Петипа, хореографию — Лев Иванов. Невероятно образную, волшебную музыку, которой было суждено стать бессмертной, написал Пётр Ильич Чайковский, хорошо знакомый с этой «превосходной сказкой» Гофмана, которая «доставила ему величайшее удовольствие». Мировая премьера сочинения состоялась 6 декабря 1892 года — так на мариинской сцене появился на свет балет, ставший одним из главных символов Нового года и Рождества по всему миру.

В репертуаре Мариинского театра сегодня две постановки «Щелкунчика». Первая — классическая, в хореографии Василия Вайнонена (1934) и оформлении Симона Вирсаладзе (1954). В музыке Чайковского балетмейстер услышал воплощение детских грез и создал спектакль о девочке Маше, которой приснился прекрасный сон. Чудеса масштабно воплотились в традиционной хореографической манере XIX века: развернутых классических ансамблях, дивертисменте характерных танцев и лиричных дуэтах. Вторая версия — эксклюзивная, увидеть её можно только в Мариинском. Опираясь на эстетику Гофмана, художник Михаил Шемякин переосмыслил либретто и создал фантасмагорическое воплощение знаменитого балета. Визитной карточкой спектакля стали причудливые существа в треуголках и с длинными носами, огромный торт и, конечно, вальс черных снежинок. Хореограф постановки — Кирилл Симонов.

Подробности

Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.

Другие новости раздела

Лекции
Кино
27.12

«Звезды раннего немого кино: фрики или легенды?» - узнаем на лекции

Русский музей
Инклюзия
Анимация
27.12

Русский музей покажет новую серию анимационного проекта «Карл Росси. Страницы жизни»

Кинокомиссия
27.12

НТВ сыграет «вничью в пользу КГБ»

Гатчина
Выставки
27.12

В Гатчинском дворце выставили загадочный сервиз

Цирк
Гастроли
Новый год
27.12

Братья Запашные продолжат в Петербурге свой «пушкинский цикл»

Смотреть все