Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»
Фото: Александр Нефф. Правообладатель: Пресс-служба Мариинского театра.
Анонсы

Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»

Опубликовано: 18 марта 2025 года

22 и 23 марта (в 13:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина. Показы приурочены к двум юбилейным датам: весной этого года отмечается 80-летие премьеры балета и 75-летие постановки в Мариинском театре. За дирижерским пультом всех показов — Арсений Шупляков.

Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»1
Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»2
Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»3

Балет «Шурале». Фото: Александр Нефф. 

С середины 1930-х в СССР стали уделять большое внимание искусству народов республик, в столице регулярно проводились крупные фестивали. Одна из таких декад в Москве была посвящена культуре Татарской республики — особо планировалось отметить музыку и танец. К этому значимому событию готовили премьеру первого национального балета «Шурале», сюжет которого основан на татарских сказках и легендах.

Музыку сочинил выпускник Татарской оперной студии и студент Московской консерватории, композитор Фарид Яруллин: партитуру произведения по мотивам любимых с детства сказок он наполнил мелодиями народных песен и наигрышей. Ставить хореографию был приглашен ленинградец Леонид Якобсон. Однако премьере было не суждено состояться вовремя: декада татарского искусства в Москве была намечена на 1941 год.

Премьера балета «Шурале» прошла 80 лет назад, в марте 1945 года на сцене Татарского государственного оперного театра в Казани. Композитор не увидел сценического воплощения своего творения — в 1943-м Фарид Яруллин погиб на фронте. Хореографами-постановщиками первого спектакля выступили главный балетмейстер казанского театра Гай Тагиров и москвич Леонид Жуков.

А Леонид Якобсон возобновил работу над сочинением в Ленинграде, в родном Кировском (Мариинском) театре. Премьера постановки состоялась в мае 1950 года, правда, под другим названием. Согласно принятому в Советском Союзе выдвижению на первый план положительного героя, балет стал называться «Али-Батыр». Исходное название спектаклю было возвращено спустя несколько лет.

Создавая «Шурале», Леонид Якобсон опирался на традиции больших балетов XIX века, однако нашел собственный подход к хореографическому воплощению сюжетов татарских сказок. Герои Якобсона различаются пластикой: фантастические девушки-птицы «говорят» на языке классического танца, веселые народные сцены в татарской деревне решены в основном характерным танцем, а обитатели лесного царства — леший Шурале, джинны, огненные ведьмы и шайтаны — сменяют друг друга в буйстве гротескных движений.

Поначалу труппа Кировского театра настороженно и даже неодобрительно отнеслась к новой хореографии. Новаторство Якобсона выходило за рамки того, что многие из классически подготовленных танцовщиков считали балетом. Кроме физического вызова, артистов ждал и эмоциональный: «Шурале» требовал от исполнителей огромной драматической отдачи. Однако спустя время артистов захватила новая пластика, премьеру танцевали и играли с удовольствием. В новом балете был занят весь цвет коллектива: Наталья Дудинская, Алла Шелест, Инна Зубковская, Ольга Моисеева; Аскольд Макаров, Константин Сергеев, Борис Брегвадзе; Игорь Бельский, Роберт Гербек, Юрий Григорович.

Хореограф Якобсон, дирижер Фельдт и три состава солистов за работу над спектаклем в 1951 году были награждены Сталинской премией. Постановка имела настолько большой успех, что через пять лет Якобсон поставил «Шурале» для балетной труппы Большого театра. Но главное: с первого показа темпераментный и красочный спектакль искренне полюбили зрители.

Не утихает к нему интерес и сегодня: в 2009 году в Мариинском театре прошла премьера капитального возобновления «Шурале» (1950). По сей день каждый блок показов этого балета становится ожидаемым событием культурной жизни, зрителей неизменно трогает история о лесном владыке Шурале, заколдованных девушках-птицах и храбром воине Али-Батыре. Этот зрелищный спектакль с разнообразными танцами и увлекательным сюжетом часто называют татарским «Лебединым озером».

22 марта главные партии исполнят Надежда Батоева, Кимин Ким и Александр Сергеев, 23 марта в 13:00 — Мей Нагахиса, Алексей Тимофеев и Раманбек Бейшеналиев, в 19:00 — Мария Ширинкина, Никита Корнеев, Роман Малышев.

Фото: Александр Нефф. Правообладатель: Пресс-служба Мариинского театра.

Другие новости раздела

Фестиваль
Бесплатно
04.11

Петропавловка засияет «Чудом света»

Фестиваль
Для всей семьи
Бесплатно
04.11

Фестиваль «Краски детства» отметит юбилей

Современная хореография
Фестиваль
02.11

Фестиваль Open Look станцует постфактум

Выставки
02.11

Антикварная галерея «Петербург» покажет картины музейного значения

Петергоф
Выставки
02.11

«Подвиг возрождения» в Петергофе продлили до весны

Смотреть все