Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»
Фото: Александр Нефф. Правообладатель: Пресс-служба Мариинского театра.
Анонсы

Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»

Опубликовано: 18 марта 2025 года

22 и 23 марта (в 13:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина. Показы приурочены к двум юбилейным датам: весной этого года отмечается 80-летие премьеры балета и 75-летие постановки в Мариинском театре. За дирижерским пультом всех показов — Арсений Шупляков.

Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»1
Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»2
Мариинский отметит два юбилея балета «Шурале»3

Балет «Шурале». Фото: Александр Нефф. 

С середины 1930-х в СССР стали уделять большое внимание искусству народов республик, в столице регулярно проводились крупные фестивали. Одна из таких декад в Москве была посвящена культуре Татарской республики — особо планировалось отметить музыку и танец. К этому значимому событию готовили премьеру первого национального балета «Шурале», сюжет которого основан на татарских сказках и легендах.

Музыку сочинил выпускник Татарской оперной студии и студент Московской консерватории, композитор Фарид Яруллин: партитуру произведения по мотивам любимых с детства сказок он наполнил мелодиями народных песен и наигрышей. Ставить хореографию был приглашен ленинградец Леонид Якобсон. Однако премьере было не суждено состояться вовремя: декада татарского искусства в Москве была намечена на 1941 год.

Премьера балета «Шурале» прошла 80 лет назад, в марте 1945 года на сцене Татарского государственного оперного театра в Казани. Композитор не увидел сценического воплощения своего творения — в 1943-м Фарид Яруллин погиб на фронте. Хореографами-постановщиками первого спектакля выступили главный балетмейстер казанского театра Гай Тагиров и москвич Леонид Жуков.

А Леонид Якобсон возобновил работу над сочинением в Ленинграде, в родном Кировском (Мариинском) театре. Премьера постановки состоялась в мае 1950 года, правда, под другим названием. Согласно принятому в Советском Союзе выдвижению на первый план положительного героя, балет стал называться «Али-Батыр». Исходное название спектаклю было возвращено спустя несколько лет.

Создавая «Шурале», Леонид Якобсон опирался на традиции больших балетов XIX века, однако нашел собственный подход к хореографическому воплощению сюжетов татарских сказок. Герои Якобсона различаются пластикой: фантастические девушки-птицы «говорят» на языке классического танца, веселые народные сцены в татарской деревне решены в основном характерным танцем, а обитатели лесного царства — леший Шурале, джинны, огненные ведьмы и шайтаны — сменяют друг друга в буйстве гротескных движений.

Поначалу труппа Кировского театра настороженно и даже неодобрительно отнеслась к новой хореографии. Новаторство Якобсона выходило за рамки того, что многие из классически подготовленных танцовщиков считали балетом. Кроме физического вызова, артистов ждал и эмоциональный: «Шурале» требовал от исполнителей огромной драматической отдачи. Однако спустя время артистов захватила новая пластика, премьеру танцевали и играли с удовольствием. В новом балете был занят весь цвет коллектива: Наталья Дудинская, Алла Шелест, Инна Зубковская, Ольга Моисеева; Аскольд Макаров, Константин Сергеев, Борис Брегвадзе; Игорь Бельский, Роберт Гербек, Юрий Григорович.

Хореограф Якобсон, дирижер Фельдт и три состава солистов за работу над спектаклем в 1951 году были награждены Сталинской премией. Постановка имела настолько большой успех, что через пять лет Якобсон поставил «Шурале» для балетной труппы Большого театра. Но главное: с первого показа темпераментный и красочный спектакль искренне полюбили зрители.

Не утихает к нему интерес и сегодня: в 2009 году в Мариинском театре прошла премьера капитального возобновления «Шурале» (1950). По сей день каждый блок показов этого балета становится ожидаемым событием культурной жизни, зрителей неизменно трогает история о лесном владыке Шурале, заколдованных девушках-птицах и храбром воине Али-Батыре. Этот зрелищный спектакль с разнообразными танцами и увлекательным сюжетом часто называют татарским «Лебединым озером».

22 марта главные партии исполнят Надежда Батоева, Кимин Ким и Александр Сергеев, 23 марта в 13:00 — Мей Нагахиса, Алексей Тимофеев и Раманбек Бейшеналиев, в 19:00 — Мария Ширинкина, Никита Корнеев, Роман Малышев.

Фото: Александр Нефф. Правообладатель: Пресс-служба Мариинского театра.

Другие новости раздела

Премьера
25.03

«Тайный брак» Доменико Чимарозы сыграют в «Санктъ-Петербургъ Опере»

Реставрация
24.03

Панно личных апартаментов Екатерины II в ГМЗ «Царское Село» реконструируют с помощью нейросетей

Выставки
25.03

В «Стрит-арт хранении» прольется искусство московской «уличной волны»

Театр
25.03

Пользователи VK попадут в закулисье более 100 театров

Концерты
25.03

К 340-летию Баха в Филармонии выступит МолОт-ансамбль

Смотреть все