Опубликовано: 04 сентября 2025 года
5 сентября в рамках выставки «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности», организованной галереей искусств KGallery, кураторы экспозиции создали pop-up выставку в магазине партнеров проекта Zielinski & Rozen. Работы, продолжающие экспозицию на Фонтанке, – литографии Анатолия Каплана (1903–1980) по мотивам повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной».
Анатолий Каплан был, пожалуй, «главным» еврейским художником на советском пространстве во второй половине ХХ столетия. Литография же стала его излюбленной техникой: в ней он работал на протяжении трех десятилетий с конца 1930-х по конец 1960-х годов. Сюжеты он черпал из еврейской литературы – народных произведений, романов Менделе Мойхер-Сфорима и, конечно, рассказов «главного» еврейского писателя – Шолом-Алейхема. В отличие от книжных иллюстраторов, Каплан создавал станковую графику – листы довольно большого формата, функционирующие как самостоятельные произведения искусства. Листы формировались в серии и продавались в специальных папках, оформленных по дизайну художника.
Первым литографским циклом Каплана, посвященным еврейской словесности, и стал Шолом-Алейхемовский «Заколдованный портной» (1954–1957). Среди других графических серий, апеллирующих к прозе знаменитого писателя («Тевье-молочник», «Песня песней», «Стемпеню», «Рассказы для детей», «Ножик», «Часы»), «Портной» – самый зрелищный и нарядный. Монохромные портреты героев повести и изображения конкретных сцен, данные мягкой растушевкой литографского карандаша, «оформлены» в рамы, украшенные причудливыми флоральными и зооморфными мотивами. Абрисы этих рам и образы полуреальных-полусказочных животных позаимствованы Капланом из еврейского визуального фольклора – резных каменных надгробий XVIII– XX веков, «рассыпанных» на территории Восточной Европы и знакомых художнику по снимкам искусствоведа Давида Гобермана. Фоном для каждой композиции выступает имитация безыскусных «мещанских» обоев в цветочек – знакового элемента незажиточного еврейского жилища. Таким образом, Каплан создает «картины в картинах», погружающие зрителя в домашнюю уютную обстановку, в которой так приятно спрятаться с любимой книгой в руках.
Правообладатель фото: Пресс-служба KGallery.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться