«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» продолжится «Заколдованным портным»
Правообладатель фото: Пресс-служба KGallery.
Анонсы

«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» продолжится «Заколдованным портным»

Опубликовано: 04 сентября 2025 года

5 сентября в рамках выставки «Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности», организованной галереей искусств KGallery, кураторы экспозиции создали pop-up выставку в магазине партнеров проекта Zielinski & Rozen. Работы, продолжающие экспозицию на Фонтанке, – литографии Анатолия Каплана (1903–1980) по мотивам повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной».

«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» продолжится «Заколдованным портным»1
«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» продолжится «Заколдованным портным»2
«Местечко на Фонтанке. От Шагала до современности» продолжится «Заколдованным портным»3

Анатолий Каплан был, пожалуй, «главным» еврейским художником на советском пространстве во второй половине ХХ столетия. Литография же стала его излюбленной техникой: в ней он работал на протяжении трех десятилетий с конца 1930-х по конец 1960-х годов. Сюжеты он черпал из еврейской литературы – народных произведений, романов Менделе Мойхер-Сфорима и, конечно, рассказов «главного» еврейского писателя – Шолом-Алейхема. В отличие от книжных иллюстраторов, Каплан создавал станковую графику – листы довольно большого формата, функционирующие как самостоятельные произведения искусства. Листы формировались в серии и продавались в специальных папках, оформленных по дизайну художника.

Первым литографским циклом Каплана, посвященным еврейской словесности, и стал Шолом-Алейхемовский «Заколдованный портной» (1954–1957). Среди других графических серий, апеллирующих к прозе знаменитого писателя («Тевье-молочник», «Песня песней», «Стемпеню», «Рассказы для детей», «Ножик», «Часы»), «Портной» – самый зрелищный и нарядный. Монохромные портреты героев повести и изображения конкретных сцен, данные мягкой растушевкой литографского карандаша, «оформлены» в рамы, украшенные причудливыми флоральными и зооморфными мотивами. Абрисы этих рам и образы полуреальных-полусказочных животных позаимствованы Капланом из еврейского визуального фольклора – резных каменных надгробий XVIII– XX веков, «рассыпанных» на территории Восточной Европы и знакомых художнику по снимкам искусствоведа Давида Гобермана. Фоном для каждой композиции выступает имитация безыскусных «мещанских» обоев в цветочек – знакового элемента незажиточного еврейского жилища. Таким образом, Каплан создает «картины в картинах», погружающие зрителя в домашнюю уютную обстановку, в которой так приятно спрятаться с любимой книгой в руках.

Подробности

Правообладатель фото: Пресс-служба KGallery.

Другие новости раздела

Выставки
05.09

Zarenkov Gallery представляет выставку «Женщина и цветы»

Фестиваль
05.09

В 2025 году театральному фестивалю «Балтийский дом» 35 лет!

Благотворительность
05.09

Фонду «Точка опоры» - 15 лет!

Фестиваль
05.09

Санкт-Петербург примет участие в проекте «Танцевальные сезоны с Гедиминасом Тарандой»

Киносъемки
Комедия
05.09

«Люба Управдом»: в Петербурге снимают жилкомедию

Смотреть все