Опубликовано: 30 апреля 2025 года
Грандиозная премьера постановки «Нормы» торжественно откроет XXXIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» — главное событие и кульминацию всего театрального сезона. Премьерные показы также пройдут 23 и 24 мая (в 13:00 и 19:00).

Эталонный образец бельканто, опера Винченцо Беллини «Норма» вошла в историю как самое совершенное творение композитора. «Нормой» искренне восхищался Рихард Вагнер, будучи композитором совершенно иного склада и иных художественных принципов, шедевром признавал сочинение и автор: случись кораблекрушение, единственная его опера, которую надо было бы спасти, это «Норма», говорил Беллини.
Мировая премьера сочинения прошла 26 декабря 1831 года в миланском театре Ла Скала, став ключевым событием не только в летописи итальянского оперного искусства, но и мировой музыки. Предвидеть это после первого представления было сложно — певцы устали от напряженной подготовки премьеры, а слушатели настороженно приняли новшества музыкального языка и драматургии. Успех сочинения стал расти на последующих представлениях, после чего «Норма» начала триумфальное шествие по европейским музыкальным сценам.
В Большом Каменном театре, предке Мариинского, сочинение было впервые исполнено в 1843 году силами Императорской итальянской оперной труппы. А в стенах Мариинского театра, которые сегодня известны как историческая сцена, «Норма» прозвучала в 1861 году — спустя всего год после открытия нового здания.
Весь ХХ век «Норма» в Мариинском не исполнялась. И лишь чуть больше десяти лет назад начался ее путь в новейшей истории театра. Готовящуюся премьеру предварил ряд концертных исполнений шедевра, продемонстрировавший слушателям одно из главных мариинских достояний — калейдоскоп непревзойденных голосов оперной труппы.
«В мире оперной музыки это действительно исполнительский эталон, достигнув которого театр и певцы переходят на следующий уровень искусства — уровень исполнительской свободы с ощущением того, что техническое совершенство уже подтверждено», — так говорит о «Норме» режиссер Сергей Новиков, который сегодня готовит долгожданное сценическое воплощение оперы. Его постановки «Лакме» Делиба, «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса и «Саламбо» Мусоргского уже успели покорить искушенную петербургскую публику.
Художником по декорациям и костюмам выступил тезка режиссера Сергей Новиков (именно этот творческий тандем создал эффектную постановку «Ариадны на Наксосе»). Художник по свету — Руслан Майоров, художник по видео — Дмитрий Иванченко. Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев.
Место действия спектакля — как и в оригинальном либретто Феличе Романи по одноименной французской трагедии Александра Суме — завоеванная Римом Галлия, священная роща друидов. Несмотря на то, что сюжет трагедии заимствован из истории начала нашей эры, его истоки ведут и к «Медее» Еврипида.
«„Норма“ — опера о крушении идеалов. Само имя Норма переводится с латыни как „эталон, образец“. Чтобы понять драматизм сценической интриги, нужно представить себе падение кумира с пьедестала: святая стала грешницей, пророчица — обманщицей, дева чистой красоты — наложницей врага государства. В опере ярко видно, что десакрализация лидера — это настоящее горе народа, граничащее с потерей смысла существования. Но одновременно с рассказом исторического эпизода Беллини пишет и гимн всё искупляющей, всё прощающей жертвенной любви. Это главный сюжет оперы», —
говорит Сергей Новиков.
Правообладатель фото: Пресс-служба Мариинского театра.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться