Опубликовано: 28 декабря 2024 года
Само искусство фарфора генетически связано с Востоком: этот вид керамики появился в Китае на рубеже VII и VIII веков. В процессе поиска собственного художественного языка и его последующего обновления европейский и русский фарфор вдохновлялся искусством восточных стран, используя соответсвующие мотивы и техники декорирования.

Эрмитаж, обладающий богатейшими коллекциями восточного искусства, стал неиссякаемым источником знаний о культурном наследии Востока для многих мастеров. В наши дни эти страны продолжает вдохновлять художников-фарфористов на создание репрезентативных авторских композиций.
«Восточная тема в петербургском фарфоре блестяще соединила три тенденции: общеевропейский «ориентализм», утонченный экзотизм «Мира искусства» и «положительную деколонизацию» советской эпохи. Получилось нечто уникальное», –
отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
В ранний период развития советского фарфорового искусства обращение к образам Востока стало закономерным продолжением художественных традиций «Мира искусства» и эстетики Русских сезонов, способствовавших распространению моды на восточную экзотику в Европе и России. Культура Востока получила яркое воплощение в советском фарфоре 1920–1980-х годов в росписи сервизов, блюд, ваз, пластике. Художники и скульпторы Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова обращались к темам литературного наследия Востока, культуры и быта восточных народов, сельского труда и ремесел, освобождения от колониализма и патриархальных традиций.
Экспозиция включает около 120 произведений, объединенных темой Востока, одной из знаковых для фарфора XX века. Дополняют проект работы современных художников-фарфористов и редкие издания из библиотеки Государственного Эрмитажа.
К мероприятию выпущен научный иллюстрированный каталог «Образы Востока в советском и современном фарфоре» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024).
Автор концепции и составитель каталога – Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться