Опубликовано: 20 июня 2025 года
Более пятидесяти живописцев, свыше 100 произведений и несколько десятков типажей советского времени. Выставка наглядно показывает, как менялись идеалы эпохи, а с ними концепция личности и образ современника. Истоки ленинградского портрета лежат в опыте признанных мастеров русского живописного портрета конца XIX – начала XX века, среди которых выделяется фигура Ильи Репина. Его работа «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» считается торжеством «живой портретности». Авторитет портретного жанра также подтвердила «Историко-художественная выставка русских портретов» Сергея Дягилева, открывшаяся в 1905 году в Таврическом дворце.
С приходом революционных событий старый мир рухнул, что оказало значительно влияние и на изобразительное искусство. Ленинградский портрет оказался в эпицентре столкновения традиций и новаторства. Постепенно рождалась новая пластика, появилась необходимость поиска новых героев, за счет чего значительно расширился тематический диапазон жанра. Эволюция жанра происходит на протяжении всего XX века. Со временем художники уходят от собирательного образа простых современников и безымянного портрета-типа к индивидуальному образу. Но стремление передать достоверность, дух эпохи и особенности мировосприятия людей определенного времени остается неизменным.
На выставке можно увидеть все разнообразие героев советского времени: рабочие, спортсмены, представители науки и искусства, государственные и военные деятели. Здесь и молодая колхозница, в глазах которой читается любовь к Родине и вера в построение справедливого общества; и машинист ленинского паровоза с символом советского времени в руках – газетой «Правда», и трудяга-сталевар, ставящий производственные рекорды, и хоккеист, рьяно отстаивающий право сборной СССР на победу, и даже типический образ бабы Шуры из соседнего двора.
Есть и уникальные индивидуализированные портреты. В их числе – «Портрет Евгения Мравинского» Льва Русова, «Портрет Сергея Есенина» Сергея Фролова, «Портрет Владимира Высоцкого» Анатолия Ивасенко, etc. С течением времени четко прослеживается усложнение подхода к созданию портрета, размытие границ жанра. Все чаще портрет соседствует с пейзажем, натюрмортом или становится неотъемлемым элементом тематической картины. Тем очевиднее становится документальный срез эпохи, позволяющий зрителю стать непосредственным участником и свидетелем минувших событий.
20 июня - 20 июля
Правообладатель фото – Пресс-служба галереи
Обложка: Надежда Кучина. Баба Шура. 1974
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться