Опубликовано: 06 июня 2024 года
Портреты Петра I и Екатерины I работы французского художника Жана-Марка Натье занимают особое место среди живописных образов царской четы. Эти полотна, исполненные в лучших традициях портретной живописи французского королевского двора, отличаются необычайной торжественностью и парадностью.
Супруги позировали художнику в 1717 году, во время своего путешествия по Европе. Августейшая пара прибыла в Голландию через немецкие земли. Там состоялась встреча Петра I с Жаном-Марком Натье, мастером исторического и портретного жанров. Царь хотел пригласить художника к себе на службу. Натье получил от русского монарха заказы на портреты и батальные картины, но от поездки в далекую страну отказался.
Парадное изображение Петра I также получило высокую оценку царя и стало образцовым портретом, с которого делалось множество копий. Первоисточником считается портрет из Резиденции в Мюнхене, который имеет авторскую подпись и дату.
Хранящийся в Эрмитаже портрет Петра I близок мюнхенскому варианту, однако исследователи высказывали сомнения по поводу его авторства. Проведенная реставрация и исследования позволили подтвердить авторство Натье — живописец исполнил авторское повторение оригинала в 1717 году в Париже.
В Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа работы по восстановлению первоначального облика портретов начались в 2021 году. Пожелтевшие и сильно деструктированные лаки, поздние записи и реставрационные ретуши исказили оригинальную авторскую живопись.
В первую очередь портреты тщательно изучили с помощью инфракрасной рефлектографии и съемок в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Это позволило точнее определить состояние сохранности картин, характер и географию утрат, повреждений и реставрационных дополнений.
Исследования химического состава материалов, которые использовал автор, показали, что они совпадают на обоих полотнах. Полный комплекс реставрационных мероприятий включал в себя: утоньшение старого лака, удаление поздних записей и профилактическое укрепление красочного слоя и грунта обоих портретов по всей поверхности.
В места утрат был подведен реставрационный грунт, а старые фактурные мастиковки были откорректированы. Финальным этапом стало восполнение утрат красочного слоя, которое требовало соблюдения технических особенностей авторской манеры живописи.
Выполненные работы позволили вернуть произведениям знаменитого французского автора ощущение глубины живописи, сложности форм и фактур, тонкой изысканности цветовых сочетаний, скрытых ранее под слоем потемневших лаков и разновременных записей.
Реставрация и технико-технологические исследования картин выполнены Лабораторией научной реставрации станковой живописи под руководством заведующего Виктора Коробова.
К выставке подготовлен фильм об истории создания, изучении и реставрации портретов. Материалы о реставрации и результатах исследований представлены в мультимедийном киоске, расположенном на экспозиции. Данный раздел выставки создан сотрудниками Сектора подготовки электронных изданий.
Выставка будет доступна для посещения до 29 сентября 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться