VR-проект «Бункер Трибуца»: погружение в историю блокадного Ленинграда
VR-проект «Бункер Трибуца»: погружение в историю блокадного Ленинграда
Анонсы

VR-проект «Бункер Трибуца»: погружение в историю блокадного Ленинграда

Правообладатель: gikit.ru.

Опубликовано: 05 июня 2025 года

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения представлен первый в России интерактивный сторителлинговый документальный VR-проект «Бункер Трибуца», посвященный событиям блокадного Ленинграда.


Проект разработан студентами и преподавателями вуза и сочетает технологии виртуальной реальности, сторителлинг и игровые механики, позволяя пользователям стать свидетелями исторических событий 22 октября 1942 года. Сам проект создан в рамках молодежного музейного медиацентра «Ленинград» при участии студентов и преподавателей нескольких кафедр института: «Звукорежиссуры», «Режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма». 

«Идея возникла во время сотрудничества с Музеем обороны блокады Ленинграда. Мы узнали о существовании бункера — подземного сооружения 1942 года постройки, где во время войны находился командный пункт Краснознамнного Балтийского флота под руководством адмирала Владимира Филипповича Трибуца», —


поделилась историей создания проекта Ирина Литовская, доцент кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма СПбГИКиТ.

2000-1333-max (2).jpg
После прорыва блокады бункер был запечатан и долгие годы оставался засекреченным. Лишь в начале 2000-х его обнаружили энтузиасты, после чего Музей взял объект на баланс для реставрации. Однако реализация «Бункера Трибуца» стала серьезным вызовом для кафедры «Режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма» СПбГИКиТ. Команде пришлось решать сложные технические задачи, особенно в области программирования интерактивных элементов и пространственного звука. Особое внимание уделялось звуковому оформлению — оно играет ключевую роль в управлении вниманием пользователя. Например, звуки из соседних помещений направляют зрителя, создавая эффект присутствия. Команда проводила «разведку боем»: режиссеры осваивали основы программирования, а технические специалисты работали над интеграцией звука. Это позволило реализовать множество интерактивных элементов — например, тумбочку с выдвигающимися ящиками, которая реагирует на действия пользователя реалистичным звуком. В театре пространство ограничено сценой с тремя стенами, а декорации не требуют полной детализации, поскольку их «изнанка» скрыта от зрителя.
4402377d-906f-4dfe-9bb0-33c118de7777.jpeg
В VR дела обстоят иначе: здесь важна абсолютная достоверность каждого объекта, ведь пользователь может рассмотреть все: от надписи на дне стакана до содержимого шкафа. Такая глубина детализации напрямую влияет на качество погружения, поэтому художнику-постановщику необходимо уделять особое внимание проработке даже мельчайших элементов.
«VR-проект «Бункер Трибуца» позволяет погрузиться в историю и самому прочувствовать и пройти те события, которые происходили во время Великой Отечественной войны», — 


отмечает Ольга Ефимова, заведующая кафедрой «Режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма».


2000-1333-max.jpg
Именно такие детали создают целостное восприятие и усиливают эмоциональное воздействие виртуального мира.

Подробнее о проекте

Другие новости раздела

Эрмитаж
Выставки
29.06

Эрмитаж призовёт зрителей к барьеру

Фестиваль
29.06

Ботанический сад приглашает на фестиваль «Пионы Северной столицы»

Фестиваль
Бесплатно
29.06

Над Петербургом зазвучит карильон Петропавловского собора

Гастроли
Театр
29.06

«Мастерская Брусникина» переосмыслит «Онегина»

Выставки
Современное искусство
Бесплатно
29.06

Императорскую ферму в «Царском селе» заполнили арт-объекты

Смотреть все