Опубликовано: 04 ноября 2024 года
Российское общество накануне сильнейших социальных и внутриполитических потрясений всерьез увлекается мистикой, символизмом, эзотерикой и оккультными практиками. Ленинградский кинематограф 80-х и начала 90-х годов отражает эту тенденцию в полной мере – это и мистика, и напитанные загадочным символизмом детективы эпохи модерн, и готическая эстетика фильмов ужасов. Вот эти картины: «Пиковая дама» Игоря Масленникова (1982 г.), «Первая встреча, последняя встреча» Виталия Мельникова (1987 г.), «Господин оформитель» Олега Тепцова (1986-88 г.), «Жертва для императора» Розы Орынбасаровой (1991 г.) и «Пьющие кровь» Евгения Татарского (1991 г.).
«Почему именно в 1980-е годы режиссеры стали чаще обращаться к мистической теме, причем нередко местом действия оказывался Петербург, известный в первую очередь как «город трех революций» и «город-герой»? Какие тайные страхи подпитывали экранный образ мистического Петербурга?, - рассуждает куратор экспозиции Анна Маугли. - Мы рассказываем об этом на выставке и обращаемся и к искусству Серебряного века, и к карточным играм, и к старинным картам города, и к детективной хронике начала прошлого столетия. В декорациях разных эпох мы пытаемся раскрыть тайну города «двойного бытия», в котором стирается граница между явью и сном, жизнью и смертью».
В пространстве выставки зрителей ждет погружение в атмосферу мистического и шпионского Петербурга на фоне исторических событий начала XX века. В фильме «Жертва для императора» мы видим на экране имперскую столицу времен русско-японской войны, поражение в которой приведет в 1905 году к революционной ситуации. А «Господин оформитель» и «Первая встреча, последняя встреча» представляют город уже в преддверии Первой мировой войны, ставшей одним из самых крупных и кровопролитных конфликтов в истории человечества.
Арт-инсталляция «Карточный домик» и витражи, городские рекламные тумбы, интригующая детективная доска и тантамареска, атмосферное музыкальное и шумовое сопровождение, афиши, декорации и костюмы — все это в мельчайших деталях воспроизводит как эпоху Петербурга начала XX века, так и эпоху 1980–х, когда на «Ленфильме» создавались киноленты, ставшие культовыми.
Среди героев выставки: режиссеры Игорь Масленников и Олег Тепцов, актриса Марина Влади, художник Жан Дельвиль, композитор Сергей Курехин и другие. В рамках открытия здесь покажут «Господина оформителя». В программе в ноябре и декабре — спецсобытия и показы фильмов, ставших основой проекта. Продлится эта история до марта.
Правообладатель фото - киностудия «Ленфильм».
Обложка: Михаил Козаков в фильме «Господин оформитель» Олега Тепцова.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться