В музее «Полторы комнаты» открывается инсталляция «Их там нет»
В музее «Полторы комнаты» открывается инсталляция «Их там нет»
Анонсы

В музее «Полторы комнаты» открывается инсталляция «Их там нет»

Правообладатель: пресс-служба музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.

Опубликовано: 01 ноября 2025 года

3 ноября в арт-пространстве «Полутора комнат» открывается для широкой публики мультимедийная инсталляция «Их там нет» — совместный проект художницы Марины Алексеевой и композитора Владимира Раннева. Работа обращается не к мифу о гении, а к тихой, почти незаметной повседневности — к той «особенной неособенности» полутора комнат на Литейном, где вырос Иосиф Бродский. Вместо музейных реликвий авторы предлагают ощутить присутствие отсутствующего: то, что уже не увидишь и не услышишь, но что, как эхо, всё ещё затаилось в стенах.
Правообладатель: пресс-служба музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.
В отличие от привычных музеев-квартир с артефактами и обстановкой, в «Полутора комнатах» практически отсутствуют приметы исключительности места и лишь, доверясь историческим свидетельствам можно вообразить, что тут происходило что-то особенное — проживал гений русской литературы. Да и насколько особенным было происходившее здесь? Сам Бродский описывает обстановку и быт в своем Lebensraum (как он его называл) как вполне тривиальный уклад повседневной жизни советской семьи интеллигентов (эссе «Полторы комнаты», 1985). Органичной составляющей этого уклада предстают его родители, в то время как себе поэт отводит роль комментатора, наблюдающего за происходящим из возведенного убежища из полок, этажерок и чемоданов. Оказавшись в стесненном закутке, он стремился преодолеть его герметичность с помощью существующих вне перегородок и границ феноменов культуры, являвшихся ему из книг, грампластинок и альбомов репродукций. А позже — в собственном опыте отношений с реальностью, что ещё стремительней отдаляло его от застывшего полуторакомнатного мира.


Правообладатель: пресс-служба музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского.
Марина Алексеева — художница. По образованию керамист: в 1984 году она окончила Училище имени В.И. Мухиной, а после некоторое время работала по специальности. В первой половине девяностых Алексеева входила в объединение «Я люблю тебя, жизнь», участвовала в создании забавных, даже «хулиганских» инсталляций и объектов. Среди них, например, надувная версия Медного всадника и «съедобная» картина, целиком выполненная из овощей. После распада группы, уже в своих самостоятельных работах, Алексеева продолжила смело экспериментировать с различными формами и медиумами.

Владимир Раннев — композитор, выпускник Санкт-Петербургской консерватории и Высшей школы музыки Кёльна, лауреат конкурсов Salvatore Martirano Award (США, 2009), Gianni Bergamo Classic Music Award (Швейцария, 2010), гран-при Премии Сергея Курехина (2013), Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019). Автор шести опер, поставленных в России и Германии, и музыки к более чем 30 спектаклям в драматических театрах.

Посещение экспозиции осуществляется в составе экскурсионных групп по предварительной записи на сайте.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Короленко, д. 14.
До 1 марта 2026 года.


Другие новости раздела

Фестиваль
Бесплатно
03.11

Петропавловка засияет «Чудом света»

Фестиваль
Для всей семьи
Бесплатно
03.11

Фестиваль «Краски детства» отметит юбилей

Современная хореография
Фестиваль
02.11

Фестиваль Open Look станцует постфактум

Выставки
02.11

Антикварная галерея «Петербург» покажет картины музейного значения

Петергоф
Выставки
02.11

«Подвиг возрождения» в Петергофе продлили до весны

Смотреть все