Опубликовано: 01 декабря 2025 года
«Пушкинский дом» Андрея Битова называют романом-музеем и классикой постмодернизма. Его сложная структура нашла отражение в необычной форме спектакля: пять фрагментов поставлены разными режиссёрами - выпускниками мастерской Григория Козлова. Они работают в разных жанрах и эстетиках, раскрывая разные грани романа: современный взгляд на прошлое, а также способ понять свою связь с великой русской литературой и найти своё место в ней.
Центрального героя, Льва Одоевцева – наследника знатной фамилии и филолога – тоже играют пять разных актёров. Так рождается полифонический, полижанровый спектакль. Его проводник – Экскурсовод (Ксения Морозова), отдельный персонаж, выполняющий функцию «сноски». Ведь Лёва, хотя и центральный, но не главный герой у Битова. Главный герой здесь – сам текст (язык, культура, судьба Отечества), который тоже «оживает» в спектакле в лице Автора (Максим Фомин).
Эти два сказочных персонажа ведут расследование. В основе сюжета – детективная история о смерти героя. Но было ли это убийство реальным или метафорическим, остаётся неясным.
По словам худрука театра Григория Козлова, форма лаборатории — это для режиссёров и актёров хорошая возможность исследовать большой роман.
«Пушкинский дом» – это роман-матрёшка. В нём всё переплетено: и исторический контекст, и судьбы героев, и размышления автора, занимающие значительную часть повествования. Многосоставную конструкцию экспериментального спектакля объединяет взгляд художественного руководителя постановки. Григорий Козлов находит в этой истории свою собственную, свойственную ему одному оптику. Через весь спектакль он проводит мысль о том, как человек становится человеком, проходя путь от предательства и трусости до признания личной ответственности и совершения поступка. Так из посредственности Лёва становится художником; так из литературного окружения он выходит в жизнь…
В 2018 году на вечере памяти Андрея Битова мы показали посвящённый ему спектакль «Пенелопа». После показа общались с актрисой Катей Гороховской и критиком Мариной Дмитревской. Тогда и появилась идея позаниматься «Пушкинским домом».
Когда в театре «Мастерская» начали регулярно проводиться режиссёрские лаборатории, Марина Дмитревская напомнила об этой идее. В 2023 году над эскизным спектаклем взялись работать пять молодых режиссёров, а руководителем работы стал Алексей Крикливый. Эскиз понравился и зрителям, и критикам. Эту лабораторную работу мы и пытаемся сейчас превратить в спектакль. Для режиссёров и актёров это хорошая возможность исследовать большой, удивительный роман. Самая сложная задача – объединить в одно целое пять разных творческих подходов», -
говорит художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов.
Художественный руководитель: Григорий Козлов;
Режиссёры: Сергей Паньков, Сергей Агафонов, Елена Левина, Серафима Крамер, Дмитрий Хохлов;
Художник-постановщик: Мария Гросс.
Спектакль пройдет на Основной сцене театра - 5, 6, 7 декабря. Начало в 19:00.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного Министерством культуры Российской Федерации.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться