Опубликовано: 04 июня 2025 года
Работы Зураба Церетели.
Выставка, которая открывается в Парадных залах Музея Академии художеств, дает возможность посетителям познакомиться с творчеством двух столь значительных в контексте европейского искусства мастеров, а также акцентирует внимание на преемственности национальных традиций в самом глубоком их понимании.В творчестве этих художников, несмотря на яркую индивидуальность каждого и разность эпох, в которые они жили и творили, читаются общие черты: наполненность ярким этническим колоритом Грузии, понимание древних общечеловеческих законов, и вместе с тем ощущение безграничной свободы и постоянный поиск способов самовыражения. И хотя Нико Пиросмани не получил классического художественного образования и относится к наивному направлению искусства начала XX века, Зураб Церетели считал его одним из художников, наряду с Ван Гогом, Пикассо и Матиссом, значительно повлиявших на его формирование. Это нашло отражение в том числе и в ряде работ, посвященных наследию тифлисского мастера — «Посвящение Пиросмани», «Натюрморт „Пиросмани“», «Я и Инесса в старости. Памяти Пиросмани» и других. Выставочный проект призван отразить это созвучие, выявить традиции, ставшие основой для творческих поисков двух мастеров.
Работы Нико Пиросманашвили.
Творчество Пиросмани традиционно связывается не только с национальным искусством Грузии, но и с модернистскими веяниями в художественной жизни XX века. Его необычные работы, созданные в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле, стали одним из ярких явлений живописи того времени, которые отразились на дальнейшем развитии как национального, так и общеевропейского искусства. Вместе с тем, как отмечал один из первооткрывателей творчества Пиросмани Кирилл Зданевич, «кажущаяся простота его картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».Написанные на картоне и черных клеенках картины Пиросмани — застолья, сцены сельского труда, портреты людей и изображения животных — словно составляют некую сагу о Грузии, древней и современной одновременно. Они полны отзвуков эпической образности. Как художник, сохранявший традиционные для народного искусства черты архаического мышления, Пиросмани не писал в чистом виде пейзажи или портреты: его персонажи, будь то люди или животные, всегда находятся в некоем реальном или эпическом, осененном небом, пространстве.
Той же глубинной традицией искусства Грузии — его яркостью, изобилием, неким оптимизмом восприятия жизни — было рождено искусство Зураба Церетели, изначально основанное на культурном наследии его родины. Но вместе с тем он необыкновенно расширяет круг мотивов и стилистических поисков, ярко отражающих динамику современного искусства. Традиционное грузинское искусство становится одним из многочисленных источников, в которых черпал вдохновение мастер, и, возможно, этот источник — самый значительный.
Подробности
Правообладатель фото: Пресс-служба Музея Академии художеств.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться