Опубликовано: 17 ноября 2024 года
Алексей Карёв (1879-1942) – представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Петров-Водкин, Кузнецов, Матвеев, Уткин, Савинов, большое значение для Карева имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Молодой художник посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные там, стали важнейшими слагаемыми его творческой эволюции.
В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников «Голубой розы». Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, в Москве знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По его словам, конец 1900-х – начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. В 1910-е, когда он стал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства», Алексей Еремеевич обратился к иным принципам в живописи, опираясь одновременно как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.
С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа, а через десять лет этот жанр стал ведущим в творчестве живописца. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом). Вспоминая своего кумира Марке, автор предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого. С 1922 года до конца своей жизни художник преподавал живопись в Академии художеств, где некоторое время жил – в несохранившемся доме на Литейном дворе.
Когда началась война, хотел уйти на фронт, но был оставлен работать в городе. Он не переезжал в подвалы Академии, продолжая жить на Среднем проспекте. Алексей Еремеевич умер 11 февраля 1942 года от общего истощения в возрасте 63-х лет. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера, запечатлевшие облик Васильевского острова – его излюбленного «места вдохновения».
13 ноября - 14 января
Правообладатель фото – Пресс-служба ГРМ
Обложка: Алексей Карев. Нева. 1934.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться