Обложка: Алексей Карев. Нева. 1934.
Анонсы

Русский музей покажет места вдохновения Алексея Карёва

В Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения». Жизнь одного из основоположников ленинградской пейзажной школы оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой и был похоронен в братской могиле на Острове Декабристов.

Опубликовано: 17 ноября 2024 года

Алексей Карёв (1879-1942) – представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Петров-Водкин, Кузнецов, Матвеев, Уткин, Савинов, большое значение для Карева имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Молодой художник посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова. Впечатления и навыки, полученные там, стали важнейшими слагаемыми его творческой эволюции.

Алексей Карев. Демонстрация у завода. 1926.  

В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы, которые свидетельствовали об интересе к модному в ту пору символизму и творческим устремлениям художников «Голубой розы». Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа, в Москве знакомился с собранием картин Сергея Щукина. По его словам, конец 1900-х – начало 1910-х были для него периодом сменяющих друг друга увлечений. В 1910-е, когда он стал экспонировать свои работы на выставках «Мира искусства», Алексей Еремеевич обратился к иным принципам в живописи, опираясь одновременно как на достижения современной живописи, так и на опыт старых мастеров.

 Алексей Карев. Нева. 1934.

С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа, а через десять лет этот жанр стал ведущим в творчестве живописца. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом). Вспоминая своего кумира Марке, автор предпочитал виды из окна, что позволяло ощутить масштаб изображённого. С 1922 года до конца своей жизни художник преподавал живопись в Академии художеств, где некоторое время жил – в несохранившемся доме на Литейном дворе. 

Монумент на братской могиле профессоров Академии художеств, погибших в блокаду.

Когда началась война, хотел уйти на фронт, но был оставлен работать в городе. Он не переезжал в подвалы Академии, продолжая жить на Среднем проспекте. Алексей Еремеевич умер 11 февраля 1942 года от общего истощения в возрасте 63-х лет. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера, запечатлевшие облик Васильевского острова – его излюбленного «места вдохновения».

13 ноября - 14 января

Подробности 

Правообладатель фото – Пресс-служба ГРМ

 

 

Обложка: Алексей Карев. Нева. 1934.

Другие новости раздела

Этнография
Блокада Ленинграда
22.01

В Этнографическом музее пройдет программа ко Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Филармония
22.01

В Филармонии почтут память жертв Холокоста

Выставки
22.01

Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона покажут в Музее Фаберже

Блокада Ленинграда
16.01

На сценах театров «оживут» картины Блокады

Фестиваль
22.01

Продукцию от российских производителей из 43 регионов представят на фестивале «Сделано в России»

Смотреть все