Опубликовано: 20 августа 2025 года
40 произведений Ивана Шишкина из собрания Русского музея отправились в Кемерово, где будут представлены в Музее изобразительных искусств Кузбасса на выставке «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа». Экспозиция станет подарком к главному празднику региона – Дню шахтера.
Выставка предваряет открытие Филиала Русского музея в городе Кемерово, который войдет в состав музейно-театрального комплекса, строящегося по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина.
В апреле 2025 года в Кемерове открылось общественное пространство «Гостиная Русского музея», на базе которого проходят лекции, творческие встречи, мастер-классы, кинопоказы, камерные планшетные выставки. «Гостиная» будет работать до открытия Филиала.
Экспозиция выставки «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа» построена по хронологическому принципу – от ранних работ до пейзажей 1890-х годов. Такой формат позволяет проследить творческий путь Ивана Шишкина и оценить особенности его стиля. Посещение выставки станет настоящим путешествием в мир русской природы, вдохновившей великого художника на создание его лучших произведений.
Среди ранних произведений, представленных в экспозиции, – «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), созданный Шишкиным в годы учебы в Академии художеств. За эту работу мастер получил малую серебряную медаль.
Следующим важным этапом в творчестве Ивана Шишкина стали знаменитые этюды, написанные им на Валааме: «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1859-1860), «Пейзаж с охотником. Остров Валаам» (1867). В 1860 году художник запечатлел творческую атмосферу одной из таких поездок в этюде «Шишкин и Гине в мастерской на острове Валааме».
После окончания Академии Шишкин отправился в Швейцарию и Германию, но эффектные альпийские виды не впечатлили художника так, как леса и отдельно стоящие деревья, напоминавшие родные края: посетители выставки увидят выдающиеся произведения – «Тевтобургский лес» (1865) и две версии «Букового леса в Швейцарии» (1863). Зарубежные поездки способствовали приобретению профессиональных навыков и формированию обостренного восприятия национальных особенностей родной природы.
Деревенские пейзажи и сцены крестьянской жизни тоже заняли важное место в творчестве Шишкина («Деревенский двор», конец 1860-х). Во второй половине XIX века, когда живопись конкурировала с фотографией, Иван Шишкин достиг выдающейся иллюзорной точности, которую демонстрирует прославленный камерный этюд «Травки» (1892), отражающий многообразие растительного мира.
Его пейзажи, будь то южные («Из окрестностей Гурзуфа», «Мыс Ай-Тодор. Крым», 1879) или северные («Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови», 1890), отличает безупречная детализация. Сочетание фрагментов природы с широким воздушным пространством придает им эпическое звучание («У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)», 1888).
В поздний период Шишкин уделял особое внимание свету и сложным состояниям природы («Освещенные солнцем задворки», 1880-1890-е), что также можно будет проследить во время посещения выставки.
К вершинам мастерства Шишкина относятся «Дорожка в лесу» (1880) и «Ручей в березовом лесу» (1883), редко покидающие экспозицию Русского музея в Санкт-Петербурге, но в этот раз представленные в Кемерово.
Правообладатель фото: Пресс-служба ГРМ.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться