Выставки на Шпалерной сводят воедино натюрморт и матрёшку
Выставки на Шпалерной сводят воедино натюрморт и матрёшку
Анонсы

Выставки на Шпалерной сводят воедино натюрморт и матрёшку

Ю. Д. Хухров. «Натюрморт с синей вазой». Бумага, темпера. 1999. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».

Опубликовано: 27 октября 2025 года

29 октября в выставочном пространстве Фонда «Общество поощрения художеств» (ул. Шпалерная, д. 35) откроются сразу две экспозиции: «Тихая жизнь вещей. Редкие натюрморты из частных собраний» и «Принцип матрёшки». Такие разные и такие похожие, выставки удивительным образом перекликаются между собой. Они создают особый диалог между народным искусством и академической традицией, между бытовым предметом и художественным образом.
Ф.И. Егоров. Уголок художника. Оргалит, масло. 1987. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».
Это возможность замедлиться и погрузиться в мир «тихой жизни» предметов, раскрывающей их сущность, историю и символическое значение. Через взаимодействие двух, на первый взгляд, разных явлений — классического натюрморта и русской матрёшки — исследуются универсальные темы: многослойность бытия, внешнее и внутреннее, тайна, сокрытая в привычном.

Матрёшка — сложный культурный код, философский объект. Она — натюрморт в разрезе, буквально и метафорически раскрывающий свою суть от слоя к слою. Ленинградские натюрморты из частных собраний, ранее недоступные публике, подобны матрёшке: их скрытая от глаз жизнь теперь открыта зрителю, демонстрируя внутреннюю ценность.

«Наш диалог искусств зародился не в стенах галереи, а сотню лет назад. В руках народных мастеров, которые интуитивно соединили портрет и натюрморт в одной совершенной форме. Каноническая матрёшка сама по себе является своеобразным натюрмортом. Её целостный образ складывается из портрета — лика женщины-матери — и настоящего натюрморта, расположенного у неё на фартуке. Этот фартук — настоящий холст. Это лаконичный рассказ о красоте мира, о плодородии земли, о щедрости природы. Разбирая матрёшку, вы не просто открываете следующую фигурку — вы словно листаете книгу, где каждая страница — новый натюрморт», — поясняет директор фонда «Общество поощрения художеств» Людмила Ермолина. — «Классические натюрморты — тоже путешествие вглубь. Только языком высокой живописи. Художник не просто пишет вазу или яблоко. Он пишет суть яблока, его “яблочность”. Свет, который лепит его форму. Тишину, которая его окружает. Мы наблюдаем тот же процесс, что и с матрёшкой. Стремление очистить предмет от всего внешнего, наносного и дойти до самой сердцевины красоты. До чистой пластики, до чистой гармонии. До самой сути».
Л.С. Яркина «Корзина». Акварель. 2010. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».

«Тихая жизнь вещей. Редкие натюрморты из частных собраний»


Уникальная экспозиция представит около 200 неизвестных работ ленинградских мастеров натюрморта из частных коллекций, которые долгие годы хранились вдали от музейной суеты. Выставка станет открытием для всех ценителей искусства.

Золотой век натюрморта в русском искусстве пришёлся на рубеж XIX–XX столетий. В отличие от традиционного изображения «мёртвой природы», художники того периода создавали полотна, полные жизни, света и движения, передавая всё многообразие окружающего мира. Позже эти принципы нашли отражение в творчестве мастеров ленинградской школы живописи.

История «ленинградской школы» началась в 1930-х годах в стенах института имени Ильи Репина (ныне — Академия художеств). К середине XX века школа обрела свой неповторимый стиль, объединив академические традиции с особым видением природы — искренним, тонким, наполненным очарованием простоты. Мастера стремились расширить художественные возможности, экспериментируя с цветом, формой и композицией. Период с середины 1950-х годов ознаменовался расцветом жанра натюрморта: появились новые темы, образы и приёмы. Натюрморт обрёл новое звучание, покоряя глубиной содержания и совершенством формы.

Экспозиция объединяет работы из нескольких частных собраний, среди которых особое место занимает никогда ранее не выставлявшаяся коллекция Аркадия Субботина. Инженер Балтийского завода, он всю жизнь оставался преданным искусству, литературе и музыке. С 1960-х годов начал собирать произведения ленинградских художников. Многое дарили сами художники, со всеми Аркадий Субботин дружил или был хорошо знаком.

«Аркадий Михайлович был человеком очень великодушным, по-настоящему увлечённым искусством, с удивительной интуицией творческого человека и внимательным вдумчивым взглядом. Даже в начинающем художнике он мог разглядеть искру творчества. Его коллекция состоит в большинстве из камерных произведений, если можно так сказать, вещей не для крупных выставочных залов, но при этом каждое произведение, поистине — жемчужина коллекции. Эти картины и лиричны, и душевны, и неприкрыто честны», — отмечает Анна Корнильева, доцент кафедры СПГХПА имени А.Л. Штиглица.

Не меньшее значение имеет собрание Сергея Иванова, историка и исследователя ленинградского искусства, а также коллекция Николая Зайкова. Важнейшую часть экспозиции составляют произведения из фондов «Общества поощрения художеств». Все они раскрывают малоизвестные страницы истории ленинградской школы живописи.

На выставке будут представлены работы группы художников «Одиннадцать», для которых натюрморт стал особым полем творческих экспериментов, одним из способов выражения авторского мироощущения и творческой индивидуальности. В числе авторов — мастер декоративного натюрморта Лидия Милова: её живопись экспрессивна, декоративна, с ярким и насыщенным колоритом. У Льва Русова натюрморт тесно связан с его портретной живописью. Отсюда острота и свежесть композиционных решений, внутренний драматизм и напряжение в работах этого жанра. По выразительности и глубине образов натюрморты Русова не уступают прославленным портретам мастера. Интересна интерпретация натюрморта в работах театрального художника Сильвии Кофман: она привносит в жанр особую динамику и выразительность, характерную для сценических постановок. Исключительную художественную ценность представляют произведения заслуженного художника РФ Майи Копытцевой. Также будет показан уникальный натюрморт из новых поступлений «Общества поощрения художеств» — работа Георгия Верейского, созданная в 1930-е годы. Этот русский и советский график, последователь «мирискусников», был заметной фигурой среди ленинградских художников первых советских десятилетий.

В числе представленных авторов: Юрий Хухров, Пётр Альберти, Ростислав Вовкушевский, Елена Скуинь, Минна Чичерина, Геворк Котьянц, Сергей Осипов, Людмила и Владимир Яркины, Николай Позднеев, Юрий Шаблыкин, Елена Горохова, Александр Столбов, Вера Назина, Юрий Белов и другие.

Обычные сюжеты — от вазы с цветами до яичницы на сковороде, от рабочего стола художника до забытой игрушки — в их исполнении превращаются в глубокие размышления. Каждая вещь словно оживает и начинает говорить о себе сама, повествуя о тихой красоте повседневности.
Л.А. Русов. «Натюрморт с желтыми цветами». Холст, масло. 1988. Акварель. 2010. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».

«Принцип матрёшки»


Выставка перевернёт привычное представление о русской матрёшке и позволит по-новому взглянуть на образ, знакомый с самого детства. В основе экспозиции — частное собрание, насчитывающее более 600 уникальных экземпляров. Посетители выставки смогут увидеть не менее 100.

Главная цель — показать матрёшку не просто как сувенир, а как глубокий культурный феномен, отражающий многовековую историю России, её традиции и духовные ценности, открыть тайны самой русской игрушки.

«Мне кажется, мы нашли идеальную метафору для нашего культурного кода, — отмечает директор фонда «Общество поощрения художеств» Людмила Ермолина. — Россия сама — как большая, сложная, многослойная матрёшка. Её история, её культура — это наслоение эпох, влияний, традиций. Византийская глубина, монгольская стойкость, европейский лоск, советский масштаб — все эти слои образуют мощный, яркий, иногда даже пёстрый внешний образ. Но если заглянуть внутрь, если пройти через все эти слои, ты всегда найдёшь нечто цельное, простое и неизменное — то самое “неделимое сердце” или душу. Наша выставка — как раз об этом путешествии к сути».
Матрешки спереди. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».
Экспозиция включает лучшие образцы из обширной коллекции Яны Козловой — искусствоведа и члена Союза частных музеев и коллекционеров, которая уже много лет занимается коллекционированием матрёшек. Более тридцати лет коллекция лежала в коробках и почти не экспонировалась. Многие экспонаты будут показаны публике впервые. Например, образец складного пасхального яйца, который можно считать прототипом русской матрёшки. Особая гордость коллекции — уникальная московская матрёшка, приобретённая в результате напряжённой аукционной борьбы. Примечательна она встроенным механизмом, позволяющим фигурке двигаться. Матрёшки на ножках — настоящая редкость, встретить их где-либо ещё практически невозможно.

Основной блок составляют традиционные матрёшки из разных регионов России: Сергиев Посад, Семёнов, Полховский Майдан, Вятка, где мастера издавна создавали деревянную посуду и владели токарным делом.
Матрешки сзади. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».
Обязательно будут представлены произведения из Сергиева Посада, откуда матрёшка и начинает своё триумфальное шествие. Конечно, появится и семёновская матрёшка: родившаяся у староверов, она приближена к иконе. Семёновские матрёшки почти не улыбаются, они все очень строгие. Рядом — яркие, солнечные полхов-майданские. Невозможно не упомянуть абрамцевскую матрёшку — на её поверхности искусно нарисовано кружево, оно выглядит невероятно реалистично и утончённо. В экспозиции не обойдётся и без архангельской матрёшки — с поистине любопытной биографией. Есть национальные матрёшки, в которых орнамент и цветовая гамма сохраняют этнографическую память.

Среди экспонатов выделяются матрёшки, в росписи которых прослеживаются мотивы и стилистика известных художников. Особенно любимо мастерами творчество Ивана Билибина — к его художественному наследию они обращаются наиболее часто.

Зрители также смогут увидеть уникальные авторские разработки современных мастеров, включая ярких представителей семёновской школы Тамару Корьеву, Елену Напылову и Дениса Короткова; Анну Каткову-Вихляеву — она сохраняет традиции посадской матрёшки, а также топового художника из Сергиева Посада Марию Дмитриеву, матрёшки которой знают во всём мире.
Матрешки-космонавты. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».

Интересны тематические матрёшки. Например, 84-летний мастер из наукограда Дубна Виктор Никитин создал очаровательную фигурку космонавта. Внутри неё размещаются миниатюрные собаки-космонавты — Белка, Стрелка и Лайка. Концепция матрёшки с тремя вложенными фигурками уходит в загорскую школу.

В отличие от других центров матрёшечного промысла, Петербург не имеет собственной школы, что не помешало появлению удивительных мастеров. Авторский характер петербургской матрёшки нашёл воплощение в работах таких мастеров, как Татьяна Олейникова и Екатерина Воронина. Их творения поражают высоким уровнем исполнения и изысканностью деталей.

Каждая из представленных матрёшек — со своим лицом, своим характером и своей историей. Но объединяет их одно — принцип вложения. Это архетип нашего бытия: единство в многообразии.

«Важно, что на выставке будет много старых матрёшек. За ними сейчас идёт настоящая охота на рынке. Но с каждым днём выбор всё меньше и меньше. Вещи исчезают. В первую очередь потому, что деревянная игрушка — предмет активного бытования, — отмечает искусствовед и коллекционер Яна Козлова. — Матрёшек не рисовали для выставок, их не рисовали для витрин. Это всё живые вещи. Но в быту они, конечно, погибают».

На сегодняшний день даже музеи не могут похвастаться значимыми коллекциями русской матрёшки. Истинные сокровища хранятся в частных собраниях. Выставка «Принцип матрёшки» даёт возможность познакомиться с одним из лучших из них.

До 20 января 2026 года.

Подробнее

Матрешки в масках. Правообладатель: пресс-служба Фонда «Общество поощрения художеств».

Другие новости раздела

Пресс-конференция
Выставки
24.10

Выставка, посвящённая героизму русского народа, открывается в медиацентре «Культура Петербурга»

Концерты
29.10

«Неравенство» Анатолия Королёва прозвучит в Большом зале Петербургской филармонии

Театр
29.10

«Все любят мисс Кронки», увидев на сцене театра «Остров»

Концерты
29.10

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Капелле прозвучит «Ленинградская» симфония

Пресс-конференция
29.10

О конкурсе композиции и оркестровки «LaDoFa» расскажут в медиацентре «Культура Петербурга»

Смотреть все