«Укротитель коней»: Президентская библиотека – к юбилею Петра Клодта
«Укротитель коней»: Президентская библиотека – к юбилею  Петра Клодта
Анонсы

«Укротитель коней»: Президентская библиотека – к юбилею Петра Клодта

Правообладатель: prlib.ru.

Опубликовано: 02 июня 2025 года


5 июня  отмечается 220 лет со дня рождения Петра Карловича Клодта, автора знаменитых скульптур на Аничковом мосту, колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота, памятника Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга и других монументальных произведений искусства.


Родившийся в Петербурге, в семье, славившейся воинской доблестью (генерал Карл Фёдорович Клодт за бесстрашие и верность был увековечен на портрете в Военной галерее Зимнего дворца), Пётр Клодт провел свое детство в Омске, где служил его отец. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, лепкой и резьбой по дереву, особенно удавались ему фигуры лошадей. Однако семейные традиции требовали, чтобы Пётр стал военным. Об этом же мечтал его отец, получивший в 1817 году высокий воинский чин – Указ о присвоении барону Карлу Клодту фон Юргенсбургу звания генерал–майора, подписанный лично императором Александром I, хранится в фонде Президентской библиотеки.

Главная.JPG

Во время учебы в Артиллерийском училище в Санкт-Петербурге молодой человек при малейшей возможности брал в руки карандаш или перочинный ножик. Рисуя и вырезая фигуры лошадей в разных ракурсах и позах, он тщательно изучал каждый мускул, каждое движение этих грациозных животных. Вскоре на деревянные фигурки скульптора-самоучки обратили внимание сначала литераторы, собиравшиеся у Николая Греча, его двоюродного брата, затем – великие князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич, и наконец – сам император. По окончании училища, прослужив всего лишь год, Клодт вышел в отставку, чтобы безраздельно посвятить себя искусству. В течение двух лет он учился самостоятельно, работая с натуры и копируя произведения античной и современной пластики, а в 1829 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где стал учеником заведующего Литейным домом Академии профессора Василия Екимова.

Вскоре Клодт принял участие в работе по созданию возводимых в память о героях Отечественной войны 1812 года Нарвских триумфальных ворот. Это было первое крупное монументально-декоративное произведение молодого мастера, заслужившее высокую оценку, – скульптор получил звание «назначенного в академики», а также квартиру при Академии художеств и большую мастерскую. Об этом сообщается на портале Президентской библиотеки в разделе «День в истории». В фонде учреждения можно ознакомиться с архивным делом 1836 года, о высочайшем запрете «частным мастерам отливать или повторять художественные произведения барона Клота».

2 (1).JPG

Европейскую известность Клодту принес ансамбль «Укротители коней» для Аничкова моста. Когда первая скульптурная группа была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу, скончался учитель и сотрудник Клодта – литейщик Екимов. Петру Карловичу самому пришлось заняться отливкой своего произведения, и с 1838 года он возглавил литейную мастерскую Академии художеств. В ноябре 1841 года на западных устоях Аничкова моста появились две бронзовые скульптурные группы, выполненные Клодтом. На восточных устоях поместили их гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Однако вскоре, по приказу Николая I, скульптуры отправили в подарок прусскому королю, а еще через четыре года вновь отлитых коней подарили королю Сицилии. Об этом сообщает энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907). Копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне, на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой. Клодт решил больше не делать копий, и в 1850 году на Аничковом мосту были установлены бронзовые статуи, отлитые уже по новым моделям. В результате образовалась композиция из четырех различных скульптурных групп, представлявших развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивался сюжет покорения коня человеком. В основе замысла мастера лежала тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.

«Укротитель коней»: Президентская библиотека – к юбилею  Петра Клодта1
«Укротитель коней»: Президентская библиотека – к юбилею  Петра Клодта2

Правообладатель: prlib.ru.

В конце 1840-х годов Клодт выполнил 70-метровый скульптурный рельеф на тему «Лошадь на службе у человека», оформив им служебный корпус Мраморного дворца. На рельефе были изображены охотничьи и дорожные картины, боевые схватки всадников, конные процессии.

Последней крупной работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I на Исаакиевской площади, законченный в 1859 году. Скульптура имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки, что является редким инженерным решением в истории монументальной скульптуры.

3 (1).JPG

Барона Петра Клодта, скульптора и литейного мастера, крупнейшего представителя монументальной анималистической скульптуры в России XIX столетия не стало 20 ноября 1867 года.

Его прощальной работой была вырезанная из игральной карты лошадка для любимой внучки.

 

Другие новости раздела

Мастер-классы
Бесплатно
05.06

Библиотека Гоголя создаст территорию творчества под открытым небом

05.06

Президент предложил учредить День языков народов России

Новые технологии
Блокада Ленинграда
05.06

VR-проект «Бункер Трибуца»: погружение в историю блокадного Ленинграда

Библиотечное дело
День России
05.06

Ко Дню России стартует новый проект РНБ «Национальная библиография»

Фестиваль
05.06

Семейный фестиваль искусств «Чудобрики» пройдет в «Приютино»

Смотреть все