Опубликовано: 13 августа 2025 года
Масштабные исторические полотна Федора Бруни и Григория Угрюмова, и ряд эскизов Карла Брюллова и Петра Басина, романтические пейзажи Сильвестра Щедрина, религиозные композиции Александра Иванова, портреты Ореста Кипренского и другие знаменитые произведения снова ждут вас в Михайловском дворце Русского музея.
О новой выставке. Русский музей обладает уникальным по полноте, хотя не исчерпывающим комплексом подготовительных материалов (набросков, эскизов, картонов) к росписям Исаакиевского собора. В них зафиксированы рождение замысла, сложность творческих поисков, происходивших в напряженном и порой жестком взаимодействии художников с властью. 27 января 1843 года Николаем I был утвержден проект внутреннего убранства собора, представленный Огюстом Монферраном. В разработке программы росписей участвовал сам император и представители Синода. «[…] не опасаясь, скажу, – писал зодчий в дневниках, – что гг. Брюллов, Бруни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдет храмы, сооруженные в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способствовать подобные художники».
Именно перечисленной Монферанном тройке были поручены наиболее значимые росписи. Брюллову предстояло расписать главный купол, Бруни – своды центрального нефа и часть аттика, Басину – приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также исполнить росписи в аттике. Процесс работы был следующим. Необходимо было представить эскизы – графический (общий замысел) и живописный (цветовое решение), затем картон композиции в полный размер. Эскизы утверждались императором, картоны – представителями Синода.
Карл Брюллов начал росписи в соборе в 1845 году одним из первых. Вскоре, по причине расстройства здоровья, он оставил работы, и завершать начатое им, пришлось Петру Басину. В 1848–1854 годах Басин исполнил не только росписи в главном куполе, но также и недостающие к ним картоны, в частности, «Лобзание Иуды» по эскизу Брюллова и завершил картон «Се человек».
Еще один комплекс картонов для росписей Исаакиевского собора в собрании Русского музея составляют работы Федора Бруни. В этих монохромных работах художник минималистскими средствами достигает необычайной выразительности и эмоциональной насыщенности, иногда отчасти утраченной им в росписях. Картоны «Всемирный потоп», «Страшный суд» и «Видение пророка Иезекииля» – безусловно относятся к творческим удачам художника и наряду с картонами Карла Брюллова составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века.
Представленные на экспозиции картоны и эскизы позволяют увидеть замысел, который не был полностью реализован живописцами в интерьерах Исаакиевского собора. Расположение их в интерьере дает уникальную возможность с близкого расстояния рассмотреть детали, увидеть соотношение фигур и выражения лиц героев произведений, почувствовать драматизм изображенных сюжетов.
Правообладатель фото – Пресс-служба ГРМ. Автор - Анна Коротина.
Обложка: В Академические залы Михайловского дворца вернулись шедевры
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться