Опубликовано: 17 декабря 2025 года
Создатели спектакля — композиторы Леонид Левашкевич и Владимир Гапонов, либреттист Людмила Дядькова, хореограф Ильмира Багаутдинова — предприняли попытку, которую можно сравнить с идеями реформаторов начала XX века. Подобно тому, как Фокин и Дягилев трансформировали «имперский» балет в «русский», выводя его за пределы придворной эстетики, эта команда предложила свою формулу современного «петербургского» балета.

Первоисточником балета стала оригинальная сказка, не являющаяся канонизированной литературной классикой, что освободило авторов от диктата традиционного сюжета. Главная интрига (превращение принцессы в ёлочку под действием колдовских чар) выступила метафорой неподвижности, требующей для своего освобождения внутреннего преображения даже в большей степени, чем внешнего жеста. Эта мысль оказывается созвучной размышлениям Волынского и Левинсона о классическом танце как способе воплотить принципы бессмертного и универсального идеализма.
Музыкальная партитура, созданная Левашкевичем и Гапоновым, позиционируется как «неоромантическая», что отражает историческую преемственность, отсылая к модернистской традиции, исключавшей любое внешнее обоснование права классического танца на существование. Композиторы избегают прямого цитирования балетного наследия. Авторы выстраивают симфоническое полотно спектакля, демонстрируя петербургское музыкальное чутьё, когда мелодия выступает не просто аккомпанементом, но драматургической основой, «подталкивающей танец к чуду».

Хореография Ильмиры Багаутдиновой строится на основе органичного синтеза. Классический танец, «отточенный и наполненный новым живым смыслом», становится базовым элементом. Вплетение современной пластики и работа с коллективом артистов — от профессиональных солистов до тридцати детей из хореографической школы — позволяет говорить о создании единого пластического действа. Здесь нет ничего общего с детским утренником с участием школьников. Это сознательный художественный приём, где детский кордебалет становится частью визуальной и смысловой метафоры волшебного леса, воплощением его чистой энергии.
Художественное решение (Дмитрий Егупов, Юлия Заренкова) лишено буквальной сказочности. Оно отсылает к традициям сценографии «Мира искусства» и, шире, к петербургскому мифу о городе-лабиринте, где магия возможна.

Важен и выбор площадки — Аничков дворец, историческая «колыбель» городских публичных праздников.
Организаторы считают, что «Сказка о заколдованной принцессе» — это опыт создания новой балетной сказки в петербургском стиле. Проект ставит вопросы о природе классического танца в XXI веке, о возможности неоромантического высказывания и о воспитании новой зрительской позиции не через упрощение, а через усложнение художественного языка. Успех этого эксперимента зависит от того, получилось ли достичь главного, чтобы простая история, рассказанная сложным языком музыки и пластики, обрела целостность и убедительность.
Хронометраж: 1 час 30 минут с антрактом.
Рекомендуемый возраст: 6+.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться