Опубликовано: 05 ноября 2023 года
«Превосходный небольшой портрет юноши работы Перуджино, который был одним из самых точных и тонких реалистов своего времени в области портретистики, может служить примером для оценки искусства мастера изображать простую видимость», — рассуждал о картине выдающийся искусствовед Александр Бенуа в своём «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа».
«Портрет молодого человека» поступил в собрание Императорского Эрмитажа в 1850 году от Юрия Львова, преподавателя истории Павловского Кадетского корпуса, а в 1867 году реставратор Александр Сидоров перевёл картину с деревянной доски на холст. С XIX века портрет лишь дважды незначительно реставрировался - более 150 лет картина не подвергалась глобальным вмешательствам. За это время живопись пострадала: появились многочисленные царапины и сильные поверхностные загрязнения красочного слоя, лак помутнел и разложился, а поздние записи потеряли первоначальные тон и цвет. Детали на тёмных участках портрета практически исчезли, не было видно проработки волос и складок одежды, к тому же некоторые тонировки на лице были выполнены весьма грубо. Многочисленные деформации основы местами сопровождались изломами грунта.
По окончании работы телесные цвета тоже приобрели более холодный и контрастный тон, однако стали заметны и повреждения авторской живописи — «промытости» на полутонах между светлыми и красными участками. Поэтому эрмитажные специалисты покрыли картину реставрационным лаком и провели восполнение утрат, а наиболее грубые потертости и «промытости» на лице деликатно тонировали легко обратимыми красками. Теперь посетители выставки смогут оценить подлинное мастерство и уникальную манеру Пьетро Перуджино.
4 ноября – 25 января
Фото - Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Обложка: В Эрмитаж после реставрации вернулся «Портрет молодого человека» Перуджино
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться