Опубликовано: 29 марта 2024 года
В Эрмитаже завершается реставрация инсталляции «Красный вагон» – одного из самых известных произведений современного искусства в коллекции музея.
Художник-концептуалист Илья Кабаков занялся разработкой идеи тотальных инсталляций в Москве, во второй половине 1980-х годов, и со временем именно они принесли ему всемирную известность. В 1988 году он эмигрировал в США, где начал работать в соавторстве со своей супругой Эмилией Кабаковой.
«Красный вагон» относится к ключевому периоду в творчестве Кабаковых. Первая версия инсталляции была создана в 1991 году в Дюссельдорфе и сейчас находится в экспозиции немецкого Музея Висбадена. Второй вариант художники построили в 2008 году для выставки в московском Центре современной культуры «Гараж». Позже они передали его в коллекцию Эрмитажа.
«Красный вагон» – знаковое произведение искусства ХХ века и один из главных представителей этого века в Эрмитаже, рядом с «Танцем» Матисса, «Композицией № 6» Кандинского и «Чёрным квадратом» Малевича. А еще это символ дружбы художников с Эрмитажем, которому инсталляция была подарена. Мы никогда не забудем, что в самый острый момент культурной блокады России Эмилия и Илья Кабаковы громко и публично выступили с заявлениями о неприемлемости разрыва культурных связей. В Эрмитаже три метафорические стадии истории, представленные в Главном штабе, получили оптимистическое продолжение в виде воссозданного из руин, прекрасного и светлого зала-двора. Эрмитажная реставрация «Красного вагона» еще раз напомнила, как хрупки произведения нового искусства, и предложила рецепт того, как эту хрупкость сберегать, –
говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Деревянная лестница символизирует утопические надежды 1920-х годов на светлое будущее. Вагон на подпорках вместо колес, оформленный соцреалистическими полотнами, – образ «вечного советского сталинского рая» 1930–1950-х годов. Живописная панорама утопического города будущего и оптимистические мелодии внутри вагона дополняют впечатление застывшего времени. Последняя часть – груда строительного мусора, хаотично разбросанного у выхода из вагона, воплощает период упадка и разрушения «коммунистического проекта» 1960–1980-х годов.
По замыслу авторов, посетители могут не только осматривать инсталляцию снаружи, но и заходить внутрь вагона, чтобы посидеть на скамье и послушать музыку. Однако постоянный физический контакт со зрителями привел к постепенному износу экспоната. Комплексная реставрация «Красного вагона» началась с разработки специальной методики, поиска баланса между сохранением оригинального облика инсталляции и ее приспособлением к постоянному взаимодействию с людьми.
Одна из основных проблем заключалась в ослаблении конструкции многоярусной лестницы, возвышающейся над вагоном. После реставрационных работ лестничные конструкции были возвращены в Главный штаб и смонтированы, а красочное покрытие стен вагона, утратившего со временем экспозиционный вид, восстановлено.
Фотографии предоставлены организаторами проекта. Правообладатель: Государственный Эрмитаж.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться