Фотографии предоставлены организаторами проекта
Анонсы

В Эрмитаже завершается реставрация «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых

Опубликовано: 29 марта 2024 года

В Эрмитаже завершается реставрация инсталляции «Красный вагон» – одного из самых известных произведений современного искусства в коллекции музея.

В Эрмитаже завершается реставрация «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых1
В Эрмитаже завершается реставрация «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых2

Художник-концептуалист Илья Кабаков занялся разработкой идеи тотальных инсталляций в Москве, во второй половине 1980-х годов, и со временем именно они принесли ему всемирную известность. В 1988 году он эмигрировал в США, где начал работать в соавторстве со своей супругой Эмилией Кабаковой.

«Красный вагон» относится к ключевому периоду в творчестве Кабаковых. Первая версия инсталляции была создана в 1991 году в Дюссельдорфе и сейчас находится в экспозиции немецкого Музея Висбадена. Второй вариант художники построили в 2008 году для выставки в московском Центре современной культуры «Гараж». Позже они передали его в коллекцию Эрмитажа.

«Красный вагон» – знаковое произведение искусства ХХ века и один из главных представителей этого века в Эрмитаже, рядом с «Танцем» Матисса, «Композицией № 6» Кандинского и «Чёрным квадратом» Малевича. А еще это символ дружбы художников с Эрмитажем, которому инсталляция была подарена. Мы никогда не забудем, что в самый острый момент культурной блокады России Эмилия и Илья Кабаковы громко и публично выступили с заявлениями о неприемлемости разрыва культурных связей. В Эрмитаже три метафорические стадии истории, представленные в Главном штабе, получили оптимистическое продолжение в виде воссозданного из руин, прекрасного и светлого зала-двора. Эрмитажная реставрация «Красного вагона» еще раз напомнила, как хрупки произведения нового искусства, и предложила рецепт того, как эту хрупкость сберегать, –

говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Красный вагон» – зримая метафора советской эпохи. Композиция состоит из трех частей: конструктивистской лестницы в небо, вагона и груды мусора.

Деревянная лестница символизирует утопические надежды 1920-х годов на светлое будущее. Вагон на подпорках вместо колес, оформленный соцреалистическими полотнами, – образ «вечного советского сталинского рая» 1930–1950-х годов. Живописная панорама утопического города будущего и оптимистические мелодии внутри вагона дополняют впечатление застывшего времени. Последняя часть – груда строительного мусора, хаотично разбросанного у выхода из вагона, воплощает период упадка и разрушения «коммунистического проекта» 1960–1980-х годов. 
В Эрмитаже завершается реставрация «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых1
В Эрмитаже завершается реставрация «Красного вагона» Ильи и Эмилии Кабаковых2


По замыслу авторов, посетители могут не только осматривать инсталляцию снаружи, но и заходить внутрь вагона, чтобы посидеть на скамье и послушать музыку. Однако постоянный физический контакт со зрителями привел к постепенному износу экспоната. Комплексная реставрация «Красного вагона» началась с разработки специальной методики, поиска баланса между сохранением оригинального облика инсталляции и ее приспособлением к постоянному взаимодействию с людьми.

Одна из основных проблем заключалась в ослаблении конструкции многоярусной лестницы, возвышающейся над вагоном. После реставрационных работ лестничные конструкции были возвращены в Главный штаб и смонтированы, а красочное покрытие стен вагона, утратившего со временем экспозиционный вид, восстановлено.

Фотографии предоставлены организаторами проекта

Другие новости раздела

Кино

110-летию Луи Де Фюнеса посвятят ретроспективу его фильмов

Бесплатно
Театр
Для детей
07.10

Школьные театры оснастят новейшим оборудованием

07.10

Новое представительство Эрмитажа появится во Владивостоке

Кино
07.10

Русского «Серкана Болата» исполнит новый актер: Кирилл Дыцевич заменит Никиту Волкова

07.10

Петербургский Партнериат обсудит традиции и будущее

Смотреть все