В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста
Правообладатель фото: Пресс-служба Эрмитажа.
Анонсы

В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста

Опубликовано: 27 марта 2025 года

В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста – жемчужины эрмитажной коллекции Нидерландской живописи XV–XVI веков.

В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста  1
В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста  2
В Эрмитаже завершилась реставрация «Марии во Славе» Яна Провоста  3

Картина до и после реставрации.

«Мария во Славе» – произведение с непростой судьбой. Ян Провост, мастер ранненидерландской школы живописи, выполнил ее в 1524 году для алтаря пророка Даниила в соборе Святого Донациана в Брюгге. Картина чудом сохранилась в период иконоборчества, спрятанная в соборе за фальшстеной и забытая там до конца XVIII века. Обнаружили картину в руинах разрушенного собора случайно. «Мария во Славе» пострадала от камней, но была хорошо отреставрирована и перенесена с дерева на холст. В 1850 году ее приобрели для Эрмитажа на распродаже коллекции короля Нидерландов Виллема II и его супруги Анны Павловны, дочери Павла I.

К нашему времени картина дошла, покрытая толстым слоем сильно пожелтевших и потемневших лаков. Деструктивная пленка старого лака исказила авторский колорит и тональное решение картины. После реставрации «Мария во Славе» вновь обрела изысканное красочное звучание, а реставрационные работы открыли новые интересные детали в изображении фигур и пейзажа.

Теперь на картине отчетливо видны башни замка на возвышении в центре полотна. По мнению специалистов, этот замок может иметь реальный прототип – знаменитый остров-крепость Мон Сен-Мишель во Франции. Эту гипотезу подтверждает и биография художника: известно, что Ян Провост бывал во Франции. На картине один из кораблей рядом с замком завалился на бок, сев на мель. Эта деталь также подтверждает предположение, ведь бухта Сен Мишель известна самыми большими приливами и отливами на европейском побережье.

Одним из важнейших принципов современной научной реставрации является ее обратимость и возвращение памятнику авторского замысла. При этом вмешательство в облик и структуру произведения должно быть минимальным. Восполняя живописные утраты, реставраторы Эрмитажа использовали материалы, которые при необходимости можно удалить.

Результаты реставрации будут представлены на выставке «Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации», которая откроется в мае, после чего картина вернется на постоянную экспозицию в залы нидерландской живописи.

Реставрационные работы провели специалисты Лаборатории научной реставрации станковой живописи (заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (заведующая Татьяна Александровна Баранова).

Правообладатель фото: Пресс-служба Эрмитажа.

Другие новости раздела

Книги
30.03

В Музее петербургского авангарда представят баяча будущего

Мариинский театр
Опера
30.03

В Мариинке прозвучит «Борис Годунов» в постановке Андрея Тарковского

Лекции
30.03

В отель Indigo заедет Александра Экстер

Фестиваль
Николай Гоголь
30.03

В Петербурге пройдет «Гоголевская неделя»

Концерты
30.03

Дворец Белосельских-Белозерских наполнят «Страшные сказки»

Смотреть все