Опубликовано: 09 октября 2025 года

Собрание семьи Куниных – последняя закрытая коллекция предметов искусства в Санкт-Петербурге. Она была сформирована Яковом Карповичем Куниным и его первой женой Александрой Ивановной в период с 1918 по 1922 годы. Всего за четыре года им удалось собрать редкую по своей целостности и уровню произведений коллекцию. Основой стали работы современников, в особенности, членов объединения «Мир искусства». По качеству и количеству работ коллекция сопоставима с известными собраниями Георгия Костаки, Ильи Палеева, Федора Нотгафта, Исаака Бродского.

Выставка впервые покажет собрание, насчитывающее 230 единиц, – целиком. Коллекция Куниных представляет редкий случай сохранности: многие «исторические» собрания были расформированы, утеряны, частично вошли в музейные коллекции, но Кунины, несмотря на насыщенный событиями ХХ век, продали лишь одно произведение. Это сомовский портрет галеристки Надежды Добычиной, с которой Кунины много сотрудничали. По удивительному стечению обстоятельств он оказался в коллекции KGallery и будет также представлен в экспозиции.

Отдельные работы из коллекции Куниных появлялись на выставках в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Академии художеств. «Последнее закрытое собрание» предоставляет возможность не только познакомиться со знаковыми произведениями, но и проследить подход и принципы отбора предметов. Среди важнейших работ – автопортрет Зинаиды Серебряковой (1921), подаренный ею семье Куниных в благодарность за помощь в период Гражданской войны. В семье до сих пор хранится трогательная записка с благодарностью от художницы. «Дафнис и Хлоя» (1901) – единственная работа в собрании Куниных художника Виктора Борисова-Мусатова. В 1896 году в переводе Дмитрия Мережковского вышло одноименное произведение Лонга. Это могло послужить вдохновением для Борисова-Мусатова создать картину. Эскизы к ней хранятся в Третьяковской галерее.

Отдельная тема в коллекции – театральная. В воспоминаниях Бенуа сохранились записи о том, как он, Добычина и Кунины ходили вместе в театр. Такая увлеченность театром может объяснять столь обширное собрание театральных эскизов у Куниных. Около трети собрания составляют театральные эскизы Александра Бенуа к постановкам «Петрушка» и «Венецианский купец». Эскиз костюма Петрушки (1911) был приобретен, как и многие произведения, через Надежду Добычину. Благодаря сотрудничеству с ней у коллекционеров появился в том числе портрет Мстислава Добужинского работы Бориса Григорьева – самое масштабное произведение в собрании.

Концептуальное архитектурное решение экспозиции выполнил Антон Горланов. Важной составляющей этого пространства стали не только шедевры живописи, но и предметы интерьера квартиры Куниных, предоставленные наследниками. Сердце «квартиры» – кабинет коллекционера. Место где помимо объектов главной страсти – произведений искусства, находятся личные вещи – книги, записки, документы, отражающие мысли и увлечения владельца. Специально для выставки создан уникальный аудиоспектакль, в котором главным режиссером и рассказчиком выступает известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Это захватывающая история о жизни этой удивительной семейной пары, об их отношениях с ведущими художниками ХХ века и о наследниках, которые бережно хранили собрание на протяжении целого века.
Вход на экспозицию осуществляется только по сеансам. Билеты можно приобрести заранее на сайте. К выставке подготовлена обширная параллельная программа, посвященная встречам с коллекционерами, вопросам собирательства, истории аукционных домов, а также отдельным разделам собрания Куниных, например, театральным эскизам Александра Бенуа и значению театра в творчестве художника. Так же запланировано издание каталога, который будет содержать статьи ведущих специалистов по искусству начала ХХ века, архивные материалы, публикуемые впервые и интервью с наследниками.
17 октября – 8 марта
Подробности
Правообладатель фото - Пресс-служба KGallery
Обложка: Виктор Борисов-Мусатов. Дафнис и Хлоя. 1901.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться