В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта
Правообладатель фото: Пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
Анонсы

В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта

Опубликовано: 23 июня 2025 года

4 июля в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков открывается сразу четыре ярких художественных проекта: Алексей Штерн представляет глубоко личные портреты в выставке «Не внешне, а по существу», Егор Плотников приглашает окунуться в атмосферу мистического образа «Дальнего леса», Александр Кожин раскрывает пространственно-временную логику устроения бытия в серии работ, объединенных названием «Координаты вселенной», а Семен Гуляко в выставке «Фактура музыки» переносит зрителей в абстрактный мир цветовых форм.

Каждая из этих экспозиций — это уникальное путешествие в разные художественные измерения искусства, где живопись и скульптура становятся голосом чувств, мыслей и эмоциональных состояний.

В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 1
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 2
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 3

Работы Алексея Штерна.

Алексей Штерн, хорошо известный в художественных кругах Санкт-Петербурга, за свою долгую творческую жизнь проявил себя как талантливый театральный сценограф, режиссер, актер, живописец, график, автор ассамбляжных композиций и скульптурных объектов.

Однако экспозиция выставки «Не внешне, а по существу» сфокусирована исключительно на живописных и скульптурных портретах. Именно этот жанр занимает доминирующее место в искусстве художника. Особый интерес к человеку и его внутреннему миру связан, как отмечает сам мастер, с его былым театральным опытом. Вживление в роли, в образы литературных персонажей оказалось сродни художественному погружению в характеры людей, распознаванию психологии их поведения, особенностей эмоционального состояния героев. Отталкиваясь от натурных впечатлений, Штерн словно создает некий живописный театр для своих моделей, каждой из которых отведена определенная «актерская» роль. Именно поэтому портреты Штерна следует рассматривать как развернутые картины и укрупненные наподобие кинокадра фрагментарные композиции, фиксирующие внимание на лице.

К созданию портретов Штерн подходит с присущим ему остроумием, порой доводя черты лица изображаемых до гротеска. Но некоторое преувеличение и даже гипертрофированность, парадоксальность внешних качеств не смущает зрителя. За каждой точно отраженной и четко прочитываемой эмоцией скрывается некая жизненная драматургия момента – усталый интеллект («Виктор Конецкий», 1999 – 2009), тончайший индивидуализм («Алиса Вайлерштайн», 2016), трагедия безысходности или глубина душевных бездн («Олег Севастьянов», 1990).

Семен Гуляко так же, как и Штерн, принадлежит старшему поколению мастеров Санкт-Петербурга. Модельер, художник-оформитель, живописец, график, в 1990-е годы он полностью изменил свой стиль письма. Отойдя от предметно-натурных реалий, Гуляко вступил на путь абстракции. Именно этому этапу творческого развития автора посвящена выставка «Фактура  живописи». В абстрактных композициях Гуляка находит для себя новые возможности выражения глубинных «тактильно-бессознательных» ощущений.  

Семен Гуляко. Вивальди. Времена года. 2005.jpg

Его графические и живописные произведения напоминают экзистенциальные вспышки, стихийные импровизационно-художественные озарения. Пластический ритм линий, цветоформа, многослойный расклад красок на холсте или бумаге самопроизвольно рождают некую осязаемость реальных переживаний, фактуру энергетических потоков, передающих, по мнению автора, звуковое дыхание вселенной, духовного пространства. Ее и запечатлевает Гуляко в серии работ на тему музыки Моцарта, Рахманинова, Шостаковича. В последние годы творческие занятия художника тормозит болезнь. Однако именно абстракция помогает прорывать оковы болезни. Абстракция, по определению Гуляко, имеет медитативно-духовный подтекст, в том числе — подтекст преодоления негативного, травматического опыта.

В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 1
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 2
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 3
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 4

Работы Александра Кожина.

Для Александра Кожина геометрическая абстракция стала не просто художественным приемом, а неким философским поиском. Он всю жизнь с неутомимым упорством исследовал природу времени и пространства, стремясь поймать их ускользающую суть в своих «сетях» из линий и форм.  Работы автора — это визуальное размышление о бесконечности и трансформации, где каждая завершенная форма становится отправной точкой для нового начала. Ученик Стерлигова, легендарного художника-философа середины XX века, Кожин, впрочем, на учителя совсем не похож. У него иная пластическая концепция. Он мыслит геометрическими образами и линиями, совокупностью отдельных, но соподчиненных элементов. Даже обычный пейзаж, вид его любимого Белого моря или, например, впечатления от зимы, весны и лета художник раскладывает на составные части, закрепляя на плоскости фрагменты ощущений и обрывки мыслей в виде абстрактных фигур.

В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 1
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 2
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 3
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 4
В МИСПе продемонстрируют сразу четыре ярких художественных проекта 5

Работы Егора Плотникова.

Московский автор Егор Плотников работает в поле современной художественной практики. Он создает фигуративные живописные и скульптурные произведения, которые представляются, как правило, в виде комбинированной инсталляции.  Проект «Дальний лес» как раз и следует рассматривать как тотальную инсталляцию, которая раскрывает тему «потерянности» и «блужданий» человека в поисках ответов на поставленные вопросы времени. Будущее таинственно, пугающее и манящее одновременно, как дальний лес, в который в детстве мечтал попасть автор, но видел его лишь издали. Автор выстраивает экспозиционное пространство как имитацию художественного образа леса – натуральные стволы и ветви деревьев вписываются в интерьер музея, сливаясь в единое целое с ландшафтными живописными пейзажами и выполненными из гипса человеческими фигурами. Зритель попадает в реальную среду обитания дикой природы, проникаясь атмосферой авторского культурного восприятия жизни.

Подробности

Правообладатель фото: Пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.

Другие новости раздела

Гастроли
Театр
23.06

«Мастерская Брусникина» переосмыслит «Онегина»

Мюзикл
23.06

Театр «Карамболь» представит мюзикл «Маленький принц» к 125-летию автора

Выставки
23.06

В Arts Square Gallery переосмыслят идеи русского авангарда

Современное искусство
Перформанс
23.06

«Электробиофония» - новый проект от Петра Термена

Капелла
Гастроли
23.06

Певческая капелла покоряет Самару

Смотреть все