Опубликовано: 19 декабря 2025 года
Художник является классиком московского андеграунда, теоретиком и экспериментатором, соединившем в своем творчестве традиции станковой живописи и графики и исследования в области оптики, математики и геометрии пространства.
«Будучи художником-математиком, он способен был оценить красоту математических формул и сумел ее визуализировать в графике. Поэтому его абстрактная графика не сухие схемы, а полные внутреннего движения и духовного напряжения лирические произведения искусства. В живописи он пытается уйти в чистый лиризм, и это ему почти удается. Его живопись близка к импрессионизму свободным и гармоничным сочетанием пятен цвета в светлой жизнерадостной палитре, и отражает она не придуманное, а видимое повседневно. Но, приглядевшись, замечаешь известную геометризацию пятен, заостряющую их завораживающий ритм», - рассказывает художник Николай Благодатов.
«Индивидуальный язык художника рождается через личное обретение свободы и открытость опыту предшественников. Знания Лахтунова давали ему возможность говорить на одном языке с учеными, преподавать живопись ученикам физико-математической школы, апеллируя к их мышлению, внутреннему миру, основываясь на теориях Матюшина и Иттена. Но мы вполне можем предположить, что рацио, незыблемость открытых человеком точных объективных законов, верность им были также частью его личного поиска, той константой, опираясь на которую он мог идти против правил и иллюзорной перспективы. В кругу общения, куда входили как художники-современники, такие, как Владимир Яшке, так и ученые разных возрастов, он создавал каркас своего стиля обращения к зрителю как таковому. Легкость, с которой он делает ставку на универсальное звучание математической ясности, имеет корень веры в гуманное человеческое начало. Обновленный подход в соединении законов неживого интеллекта и человеческого, найденный естественным образом, теперь необходим для сохранения творческой составляющей каждого из нас», - считает пейзажист Лея Клотс.

Павел Павлович Лахтунов родился 10 января 1949 года в Москве в семье юристов.
- 1966–1972 — учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП) у П. Г. Захарова, Ю. К. Бурджеляна, А.Д. Гончарова.
- Впервые на факультете защищал диплом по вопросу возможности говорить на языке теории информации о проблеме формы в изобразительном искусстве (руководитель Е. Б. Адамов).
- 1972–1976 — инструктор Центра научной организации труда и управления производством Госкомиздата СССР.
- 1976–1978 — старший художественный редактор издательства АПН (Агенство печати «Новости»).
- 1979–1981 — научный сотрудник Отраслевой научно-исследовательской лаборатории художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института.
- 1986–1987 — вел экспериментальный курс рисования в физико-математической школе МИФИ (Московского инженерно-физического института) по принципу синтеза зрительной и двигательной активности, соответствующий курсу во ВХУТЕМАСе версии школы М. В. Матюшина и И. Иттена в Баухаусе, позднее продолженный Е. А. Кольченко.
- 1987 — вел курс станковой графики в Московском промышленном институте им. С. Г. Строганова.
- 1988–1991 — главный художник АН СССР.
- 1986 — Председатель секции станковой графики на Малой Грузинской, 28, которая в 1990 году стала Международной федерацией художников ЮНЕСКО.
- С 1996 года участник семинара «Теория физических структур» под руководством Ю. С. Владимирова на физфаке МГУ и московского симметрологического семинара Международного союза по изучению симметрии (SIS Symmetry).
- 2002 год — лауреат премии журнала «Знание — сила» за организацию семинара, объединившего философов, математиков, художников, физиков, и за статью «Увидеть новую реальность».
- С 2003 года член Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма».
- Организатор и участник квартирных выставок в Москве (в том числе у себя в квартире на Таганке), Ленинграде и Севастополе.
- Умер в 2022 году в Москве.
Работы художника находятся в собраниях Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Музея Международного союза по изучению симметрии в Будапеште, Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошитского, Симферопольского художественного музея, Государственного музея «Царскосельская коллекция» и в частных собраниях.
Выставка открыта до 1 февраля 2026.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться