Опубликовано: 21 июля 2025 года
«Сикстинская Мадонна» вызывала живой отклик у русских писателей, критиков и философов XVIII–XX веков — от Жуковского, Герцена, Белинского до Гроссмана и Шаламова. Отклики на эту картину разнообразны — от восторженных до резко критических, свидетельствующих о глубоко неравнодушном отношении к творению Рафаэля. Достоевский неоднократно обращался к образу Мадонны в своих произведениях, называя её своей любимой картиной. На выставке будут представлены копия этой работы, выполненная в 1830-е годы, а также редкая фотография из собрания Государственного Эрмитажа, которую с высокой степенью вероятности можно считать той самой, что висела в кабинете писателя.
На выставке можно познакомиться с высказываниями русских писателей о впечатлениях от «Сикстинской Мадонны». Картина Рафаэля представлена по копии, выполненной А.Т.Марковым в 1830-е годы с точным соответствием оригиналу (из собрания Музея Российской Академии художеств). Достоевский вообще любил произведения Рафаэля такие, как «Мадонна в креслах» или «Иоанн Креститель в пустыне». Но образ Сикстины стал для писателя воплощением Красоты, он неоднократно обращается к этой картине в разных произведениях, особенно значимо в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток».
Достоевский мечтал, чтобы у него была фотография с изображением этого произведения. Жена писателя Анна Григорьевна вспоминала, что не могла найти хорошей репродукции с картины в антикварных магазинах. Фотография «Сикстинской Мадонны» большого формата с изображением Мадонны с младенцем, без святых, была подарена Достоевскому в 1879 году, и висела в его кабинете над диваном. Это хорошо видно на фотографии кабинета писателя, выполненной петербургским фотографом Таубе после смерти Федора Михайловича.
5 августа – 14 сентября
Правообладатель фото – Пресс-служба Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
Обложка: В муей Достоевского заедет Рафаэль
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться