Опубликовано: 23 апреля 2024 года
В музее-заповеднике «Павловск» завершается реставрация портрета великого князя Михаила Павловича. Летом, вместе с другими предметами из коллекции музея, экспонат отправится в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера, на выставку «Книжный мир семьи Романовых», где будут собраны библиотечные раритеты из собрания Павловска и портреты их владельцев.
Великий князь Михаил Павлович (1798-1849 г.г.) – младший, порфирородный сын императора Павла I, владелец Павловска с 1828 по 1849 год. На портрете он изображен в мундире лейб-гвардии Литовского полка нового образца с красным нагрудником и серебряным шитьем; со звездами орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Владимира 1-й степени, с крестом ордена Святого Георгия 2-й степени, со звездой и крестом польского ордена «Virtuti military» 1-й степени, с медалями за русско-турецкую войну 1828-1829 годов и за штурм Варшавы в 1831 году, а также со знаком отличия за 15 лет беспорочной службы, который получил в том же 1831 году.
Судя наградам, портрет был выполнен после участия Михаила Павловича в подавлении польского восстания в 1831 году, где он участвовал в штурме Варшавы и руководил осадой крепости Модлин.
Авторство портрета связывают с именем известного прусского мастера портретного и батального жанров Франца Крюгера (1797-1857 г.г.).
Художник работал в России с 1832-го по 1851 год по приглашению императора Николая I. Авторству мэтра принадлежат портреты членов царской семьи, представителей аристократического круга, а также картины, отражающие военно-придворный быт эпохи. Большая часть этих произведений находится в Государственном Эрмитаже и Павловске.
В июне 1832 года мастер приезжал в Петербург для работы над парадным портретом Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. До своего отъезда в Берлин в течение года Франц написал большое количество портретов, среди которых был и портрет Михаила Павловича, который тиражировался в гравюре и в живописных копиях. Несмотря на то, что портрет происходит из собрания императора Александра II, павловский вариант нельзя считать бесспорным произведением одного Крюгера по двум причинам: во-первых, нет подписи автора, а, во-вторых, живопись портрета неоднородна: мундир и фон написаны с гораздо меньшим мастерством, чем лицо, над которым мог работать сам художник.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться