Опубликовано: 30 января 2025 года
5 февраля в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка Юрия Васнецова.
Русский музей обладает большой и ценной коллекцией произведений Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его художественной деятельности. Юрий Васнецов известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа. Камерная экспозиция в корпусе Бенуа представит живопись мастера, которая значительно менее знакома широкому кругу зрителей.
Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения классика, творчество которого органично связано с таким значительным художественным явлением как русский авангард.
Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900 – 1973 г.г.) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959 г.), народный художник РСФСР (1973 г.), лауреат Государственной премии СССР (1971 г.), уроженец Вятки, дальний родственник великого русского художника Виктора Васнецова.
Открывают экспозицию ранние произведения, созданные Юрием Васнецовым в период обучения в Петрограде. Тогда художник усвоил систему цветовосприятия Михаила Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже» (между 1923 – 1926 г.г.). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между 1927 и 1928 г.г.), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения у Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931 г.).
В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не была завершена. В экспозиции представлен один из этюдов к этой композиции – «Дама с мышкой». Живопись мэтра в эти годы становится более ажурной и утонченной.
Важнейший этап в творчестве Юрия – работа под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе. В этом издательстве трудилась целая плеяда замечательных художников, выработавших узнаваемый художественный язык, в котором использовались многие формальные приемы мастеров-авангардистов.
Васнецов стремился воплотить в картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного искусства. Он очень любил творчество грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. В семье Юрия хранились подносы XVII века, подаренные Владимиром Лебедевым, нижегородские расписные прялки XIX века, резные ставни деревенских окон.
В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного искусства, была запечатлена и в его полотнах. В поздних картинах мастера очевиден опыт работы над иллюстрациями к сказкам и глубокое понимание народного творчества, например, в основе композиции картины «Петух с палочкой» (1967 г.) лежит идея расписного подноса.
Правообладатель фото: пресс-служба Русского музея.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться