Опубликовано: 21 октября 2025 года
В год 50-летия присвоения Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича её главный абонемент откроется 24 октября исполнением грандиозной Четвёртой симфонии композитора. Сочинение прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижёра Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Филармонический оркестр должен был в 1936 году осуществить мировую премьеру симфонии, которая оказалась отменена под давлением обстоятельств.
Четвёртая симфония стала для молодого Дмитрия Шостаковича творческим вызовом. Впервые после «идеологических» Второй («Октябрю») и Третьей «Первомайской» симфонии, завершающихся хором, он обратился к чисто инструментальному, концептуально насыщенному циклу, одним из источников вдохновения для которого стали симфонии Густава Малера.
На время работы над симфонией пришлось событие, ставшее для композитора страшным ударом и повлиявшее на траекторию его творческого развития: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвящённая опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее – критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа».
Что бы ни пережил Шостакович после выхода статьи, он завершил Четвёртую симфонию. Была назначена дата премьеры: 30 декабря 1936 года партитура должна была прозвучать в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но в процессе репетиций симфония была с премьеры снята.
«Дело в том, что в музыкальных и, главным образом, в околомузыкальных кругах распространились слухи о том, что Шостакович, не вняв критике, написал дьявольски сложную симфонию, напичканную формализмом. И вот в один прекрасный день на репетицию явились секретарь Союза композиторов Иохельсон и ещё одно начальственное лицо из Смольного, Яков Смирнов, после чего директор филармонии Рензин <...> попросил Дмитрия Дмитриевича пожаловать в директорский кабинет», – писал Исаак Гликман, близкий друг Шостаковича, чья книга является одним из самых надежных источников для исследователей творчества композитора. Причиной отмены в итоге стала «настоятельная рекомендация Рензина, не пожелавшего использовать административные меры и упросившего автора самому отказаться от исполнения симфонии».
Премьера, отложенная на 25 лет, состоялась по инициативе Кирилла Кондрашина 30 декабря 1961 года в Москве.
2 декабря исполнится 50 лет с момента присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Под знаком этой даты прошел и предыдущий сезон, в котором Филармония представила публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». В новом сезоне эту смысловую линию продолжит абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод». Он откроется концертом Академического симфонического оркестра 26 октября.
Музыка Шостаковича звучит в филармонических залах и вне связи с тематическим абонементом. Важным событием станет исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижёра филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Шостаковича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). Также на 25 апреля заявлена монографическая программа, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт, солист — Денис Мацуев.
Музыка Шостаковича станет важной частью афиши XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге в декабре.
Правообладатель фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться