Опубликовано: 08 декабря 2025 года
9 декабря 2025 года в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» открылась обновлённая экспозиция открытого хранения «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы». Это именно не временная выставка, а тематическая часть постоянной экспозиции, подчеркивает куратор Нина Тарасова.
Галерея костюма — это пространство площадью более 600 квадратных метров, организованное по принципу открытого хранения. Костюмы размещены на трёхуровневых подиумах, часть коллекции хранится в металлических шкафах за стеклом. Все экспозиции в РХЦ «Старая Деревня» делятся на три смысловых блока:
- «Вечная» часть — церковное облачение и формы светской одежды, не подверженные моде.
- «Лента времени» — хронологический обзор моды с конца XVII до XXI века, демонстрирующий эволюцию стиля.
- Тематическая экспозиция — обновляется раз в 18–24 месяца по согласованию с реставраторами Эрмитажа, которые определяют допустимую продолжительность экспонирования каждого объекта. И «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» ею является.
В галерее соблюдается строгий микроклимат: температура — 18–20 °C, влажность — не выше 50 %. Освещение регулируется датчиками движения: свет включается только при присутствии посетителей. Некоторые костюмы временно «уходят на отдых», чтобы избежать светового и физического износа.

Экспозиция посвящена уникальной культурному феномену петербургской моды: её интеллектуальности, строгости линий, глубокой связи с архитектурой и историей города, а также постоянному диалогу с искусством. В отличие от московской школы, петербургские модельеры тяготеют к сдержанности, продуманности и монохромности — особенно к чёрному цвету, который, по общему убеждению, символизирует интеллект и внутреннюю силу. Эта черта особенно характерна для работ, созданных с конца 1980-х годов и далее, когда яркость советской эпохи постепенно уступила место философской глубине и эстетике сдержанного элегантного минимализма.
Как подчёркивает искусствовед Екатерина Васильева, автор работ о петербургской моде, петербургская школа отличается строгостью линий, продуманностью и монохромностью. В 1980-е ещё присутствовала яркость, но с 1990-х — особенно у выпускников Ленинградского дома моделей одежды (ЛДМО) — доминирует чёрный цвет, воспринимаемый как «цвет интеллекта».
Петербургские модельеры стремились к тому, чтобы горожане одевались сообразно архитектуре и духу города. Многие из них, по словам куратора экспозиции Нины Тарасовой, — «дети Петербурга и, по большому счёту, дети Эрмитажа». Их творчество наполнено историческими отсылками, а сама экспозиция выстроена так, чтобы зритель мог увидеть прямые параллели между музейными костюмами и современными работами:
- Платье на корсете-корсаже середины XIX века перекликается с платьями Татьяны Парфёновой.
- Костюмы Петра I находят отклик в работах Ларисы Погорецкой, вдохновлённой барокко и архитектурой XVIII века.
- Идеи ампира из исторической коллекции явно прослеживаются в костюмах Константина Гончарова.
Эти связи подчёркивают преемственность, глубину и художественную осознанность петербургской моды.

В сентябре 1944 года, вскоре после снятия блокады Ленинградский дом моделей одежды (ЛДМО) был основан и быстро стал одним из ведущих центров моды в СССР. Даже в тяжёлые времена конца 1980-х — начала 1990-х годов его экспериментальный цех продолжал функционировать как творческая лаборатория. В 1994 году, в год 50-летия, дом модели был закрыт. Часть его коллекций сохранилась: костюмы хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга и в Государственном Эрмитаже.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Особое внимание ЛДМО уделял социальной миссии. В 1960–1990-е годы он выпускал листовки с эскизами моделей. За одну копейку женщина могла приобрести лист с изображением костюма с обеих сторон и подписью художника (например, Меликовой, Соколовой). За 24 копейки предлагался набор из 12 листов с выкройками и пошаговыми инструкциями. Эта система стала мощным инструментом эстетического воспитания в условиях отсутствия массового рынка, когда почти каждая женщина умела шить. Благодаря этому, как отмечает Нина Тарасова, Петербург 1980-х выглядел разнообразно, стильно и современно.
После закрытия ЛДМО многие дизайнеры основали собственные дома моды. В экспозиции представлены работы целого поколения модельеров, прошедших школу ЛДМО и определивших лицо северной столицы в мире моды.
Среди авторов, чьи работы вошли в экспозицию: Александр Арнгольдт, Сергей Бакин, Олег Бирюков, Владимир Бухинник, Константин Гончаров, Татьяна Котегова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Нонна Меликова, Татьяна Парфёнова, Лариса Погорецкая, Ирина Танцурина, Елена Ткаченко, Янис Чамалиди, Татьяна Чапургина и другие. Все экспонаты переданы в дар Эрмитажу самими дизайнерами и коллекционерами — за каждым стоит личная, часто трогательная история.
В обновлённой экспозиции представлены работы целого поколения модельеров, прошедших школу ЛДМО и определивших лицо северной столицы в мире моды. Среди них:
- Нонна Меликова, чьи концертные платья носила легендарная Эдита Пьеха;
- Светлана Челышева, создательница последней коллекции ЛДМО «Птица сирен», семь костюмов из которой впервые экспонируются в Эрмитаже;
- Александра Соколова, автор исторически вдохновлённой серии «Скифы».
Несмотря на трудные времена, в конце 1980-х — начале 1990-х они продолжали создавать коллекции. Два костюма из коллекции «Скифы» Соколовой открывают пространство выставки. Известная как модельер женской верхней одежды, она здесь представляет работы с ясной формой и историческими аллюзиями.
Несколько костюмов Нонны Меликовой поступили в музей в составе гардероба Эдиты Пьехи. В экспозиции представлены два из пяти её платьев из собрания Эрмитажа, включая асимметричный ансамбль с цикламеновым жакетом.
Светлана Ивановна Челышева, одна из ведущих фигур Ленинградского дома модели, работала в тесном творческом союзе с Нонной Меликовой. Вместе они неоднократно побеждали на дизайнерских конкурсах. В экспозиции представлены семь костюмов из её коллекции «Птица сирен»: одно белое, три чёрных и три цветных. Она демонстрировалась на выставке СССР в Гамбурге. После ухода из дома модели Челышева работала в ателье на Невском проспекте. Её работы отличаются креативом, вниманием к деталям и необычной формой.
Среди других представленных модельеров:
- Лариса Погорецкая разработала барочные костюмы для музыкантов фестиваля «Early Music» и артистов балета «Венецианский карнавал. Комедия масок», показанного в Эрмитажном театре в 2019 году.
- Константин Гончаров, чьи костюмы наполнены отсылками к ампиру, передал свои работы в Эрмитаж благодаря коллекционеру Екатерине Андреевой, ведущему научному сотруднику Русского музея.
- Янис Чамалиди, друг музея, в юности изучал текстильные коллекции Эрмитажа и впоследствии создал костюмы для Константина Хабенского в фильме «Эрмитаж VR» (2017).
- Татьяна Парфёнова, основатель одноимённого модного дома (открыт 30 лет назад), вдохновлялась полотнами Анри Матисса и создала специальное платье с вышивкой для примы-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой.
- Татьяна Чапургина, художник Императорского фарфорового завода, — платье из фарфоровых пайеток «Платье императрицы», вдохновлённое египетской коллекцией Эрмитажа.
- Светлана Воробьёва, единственный в Петербурге модельер, специализирующийся на мужской одежде в стиле «беспок», — идеально сидящие пальто, костюмы, рубашки и брюки.
- Татьяна Парфёнова — тёмно-серая тройка с вышивкой (для Пьехи), платье «Чёрная стрекоза» с ручной росписью, кремовое шелковое платье из коллекции «Мамеле» (в переводе с идиша означает «Мамочка») с мазками кисти, а также платье с вышитыми сурикатами, надетое Дианой Вишневой на благотворительном обеде в Лондоне.
- Марина Седова — четыре шляпы из коллекции «Красная метель».
- Лилия Киселенко — платье-мешок, платье с кругами и поясом-бантом.
- Ирина Танцурина — концертное платье для Эдиты Пьехи из тёмно-синего шелка с белым воротником и платье с цветком.
- Лилия Киселенко — платье-мешок, платье с кругами и поясом-бантом.
- Ирина Танцурина — концертное платье для Эдиты Пьехи из тёмно-синего шелка с белым воротником и платье с цветком.
- Татьяна Чапургина, художник Императорского фарфорового завода, — платье из фарфоровых пайеток «Платье императрицы», вдохновлённое египетской коллекцией Эрмитажа.
- Марина Седова — четыре шляпы из коллекции «Красная метель».
Экспозиция также включает листовки ЛДМО разных лет, напоминая о повседневной модной культуре советского времени. Упоминаются и модельеры из других городов СССР — например, Валентина Алексеева из Калининского областного дома модели одежды, чьи боди и брюки из кримплена стали образцом моды 1970-х.
За каждым нарядом скрыта своя история. Платье из шелковой тафты с оригинальным воротником-бантом, украшенное вышивкой в виде сурикатов, было создано Татьяной Парфеновой специально для Дианы Вишневой. В 2015 году прима-балерина блистала в этом наряде на благотворительном вечере в Лондоне, демонстрируя его красоту и элегантность. Владимир Бухинник посвятил свою коллекцию «Улица Зелинского» памяти Натальи Пивоваровой, основательницы и участницы музыкальной группы «Колибри», стремясь увековечить её наследие через искусство моды. Наряды от известного дизайнера Стаса Лопаткина украшают сцены морских сражений, создавая атмосферу драматизма и героизма.
Экспозиция «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» — это признание моды как искусства, созданного художниками. Как однажды сказал Пьер Берже, друг Ива Сен-Лорана: «Мода становится искусством тогда, когда её творят художники». Именно такими художниками и являются представленные в Эрмитаже петербургские модельеры, считает Нина Тарасова.

Автор экспозиции — Нина Ивановна Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Дизайн экспозиции — Юрий Сучков.
Экспозицию «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» можно увидеть до марта 2027 года в рамках экскурсии по маршруту открытого хранения Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться