Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника
Итоги

Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Опубликовано: 08 декабря 2025 года

9 декабря 2025 года в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» открылась обновлённая экспозиция открытого хранения «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы». Это именно не временная выставка, а тематическая часть постоянной экспозиции, подчеркивает куратор Нина Тарасова.

Галерея костюма — это пространство площадью более 600 квадратных метров, организованное по принципу открытого хранения. Костюмы размещены на трёхуровневых подиумах, часть коллекции хранится в металлических шкафах за стеклом. Все экспозиции в РХЦ «Старая Деревня» делятся на три смысловых блока:

  • «Вечная» часть — церковное облачение и формы светской одежды, не подверженные моде.
  • «Лента времени» — хронологический обзор моды с конца XVII до XXI века, демонстрирующий эволюцию стиля.
  • Тематическая экспозиция — обновляется раз в 18–24 месяца по согласованию с реставраторами Эрмитажа, которые определяют допустимую продолжительность экспонирования каждого объекта. И «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» ею является.

В галерее соблюдается строгий микроклимат: температура — 18–20 °C, влажность — не выше 50 %. Освещение регулируется датчиками движения: свет включается только при присутствии посетителей. Некоторые костюмы временно «уходят на отдых», чтобы избежать светового и физического износа.

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Экспозиция посвящена уникальной культурному феномену петербургской моды: её интеллектуальности, строгости линий, глубокой связи с архитектурой и историей города, а также постоянному диалогу с искусством. В отличие от московской школы, петербургские модельеры тяготеют к сдержанности, продуманности и монохромности — особенно к чёрному цвету, который, по общему убеждению, символизирует интеллект и внутреннюю силу. Эта черта особенно характерна для работ, созданных с конца 1980-х годов и далее, когда яркость советской эпохи постепенно уступила место философской глубине и эстетике сдержанного элегантного минимализма. 

Как подчёркивает искусствовед Екатерина Васильева, автор работ о петербургской моде, петербургская школа отличается строгостью линий, продуманностью и монохромностью. В 1980-е ещё присутствовала яркость, но с 1990-х — особенно у выпускников Ленинградского дома моделей одежды (ЛДМО) — доминирует чёрный цвет, воспринимаемый как «цвет интеллекта».

Петербургские модельеры стремились к тому, чтобы горожане одевались сообразно архитектуре и духу города. Многие из них, по словам куратора экспозиции Нины Тарасовой, — «дети Петербурга и, по большому счёту, дети Эрмитажа». Их творчество наполнено историческими отсылками, а сама экспозиция выстроена так, чтобы зритель мог увидеть прямые параллели между музейными костюмами и современными работами:

  • Платье на корсете-корсаже середины XIX века перекликается с платьями Татьяны Парфёновой.
  • Костюмы Петра I находят отклик в работах Ларисы Погорецкой, вдохновлённой барокко и архитектурой XVIII века.
  • Идеи ампира из исторической коллекции явно прослеживаются в костюмах Константина Гончарова.

Эти связи подчёркивают преемственность, глубину и художественную осознанность петербургской моды.

Исторические костюмы напротив костюмов современных модельеров. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

В сентябре 1944 года, вскоре после снятия блокады Ленинградский дом моделей одежды (ЛДМО) был основан и быстро стал одним из ведущих центров моды в СССР. Даже в тяжёлые времена конца 1980-х — начала 1990-х годов его экспериментальный цех продолжал функционировать как творческая лаборатория. В 1994 году, в год 50-летия, дом модели был закрыт. Часть его коллекций сохранилась: костюмы хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга и в Государственном Эрмитаже.

Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника1
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника2
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника3
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника4
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника5
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника6
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника7
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника8
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника9
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника10
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника11
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника12
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника13
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника14
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника15
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника16
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника17
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника18
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника19
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника20
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника21
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника22
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника23
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника24
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника25
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника26
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника27
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника28
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника29
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника30
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника31
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника32
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника33
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника34
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника35
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника36
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника37
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника38
Эрмитаж показывает наследие петербургских модельеров от Меликовой до Бухинника39

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.


Особое внимание ЛДМО уделял социальной миссии. В 1960–1990-е годы он выпускал листовки с эскизами моделей. За одну копейку женщина могла приобрести лист с изображением костюма с обеих сторон и подписью художника (например, Меликовой, Соколовой). За 24 копейки предлагался набор из 12 листов с выкройками и пошаговыми инструкциями. Эта система стала мощным инструментом эстетического воспитания в условиях отсутствия массового рынка, когда почти каждая женщина умела шить. Благодаря этому, как отмечает Нина Тарасова, Петербург 1980-х выглядел разнообразно, стильно и современно.

После закрытия ЛДМО многие дизайнеры основали собственные дома моды. В экспозиции представлены работы целого поколения модельеров, прошедших школу ЛДМО и определивших лицо северной столицы в мире моды.

Среди авторов, чьи работы вошли в экспозицию: Александр Арнгольдт, Сергей Бакин, Олег Бирюков, Владимир Бухинник, Константин Гончаров, Татьяна Котегова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Нонна Меликова, Татьяна Парфёнова, Лариса Погорецкая, Ирина Танцурина, Елена Ткаченко, Янис Чамалиди, Татьяна Чапургина и другие. Все экспонаты переданы в дар Эрмитажу самими дизайнерами и коллекционерами — за каждым стоит личная, часто трогательная история.

В обновлённой экспозиции представлены работы целого поколения модельеров, прошедших школу ЛДМО и определивших лицо северной столицы в мире моды. Среди них:

  • Нонна Меликова, чьи концертные платья носила легендарная Эдита Пьеха; 
  • Светлана Челышева, создательница последней коллекции ЛДМО «Птица сирен», семь костюмов из которой впервые экспонируются в Эрмитаже; 
  • Александра Соколова, автор исторически вдохновлённой серии «Скифы».

Несмотря на трудные времена, в конце 1980-х — начале 1990-х они продолжали создавать коллекции. Два костюма из коллекции «Скифы» Соколовой открывают пространство выставки. Известная как модельер женской верхней одежды, она здесь представляет работы с ясной формой и историческими аллюзиями.

Несколько костюмов Нонны Меликовой поступили в музей в составе гардероба Эдиты Пьехи. В экспозиции представлены два из пяти её платьев из собрания Эрмитажа, включая асимметричный ансамбль с цикламеновым жакетом.

Светлана Ивановна Челышева, одна из ведущих фигур Ленинградского дома модели, работала в тесном творческом союзе с Нонной Меликовой. Вместе они неоднократно побеждали на дизайнерских конкурсах. В экспозиции представлены семь костюмов из её коллекции «Птица сирен»: одно белое, три чёрных и три цветных. Она  демонстрировалась на выставке СССР в Гамбурге. После ухода из дома модели Челышева работала в ателье на Невском проспекте. Её работы отличаются креативом, вниманием к деталям и необычной формой.

Среди других представленных модельеров:

  • Лариса Погорецкая разработала барочные костюмы для музыкантов фестиваля «Early Music» и артистов балета «Венецианский карнавал. Комедия масок», показанного в Эрмитажном театре в 2019 году. 
  • Константин Гончаров, чьи костюмы наполнены отсылками к ампиру, передал свои работы в Эрмитаж благодаря коллекционеру Екатерине Андреевой, ведущему научному сотруднику Русского музея. 
  • Янис Чамалиди, друг музея, в юности изучал текстильные коллекции Эрмитажа и впоследствии создал костюмы для Константина Хабенского в фильме «Эрмитаж VR» (2017). 
  • Татьяна Парфёнова, основатель одноимённого модного дома (открыт 30 лет назад), вдохновлялась полотнами Анри Матисса и создала специальное платье с вышивкой для примы-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой.

  • Татьяна Чапургина, художник Императорского фарфорового завода, — платье из фарфоровых пайеток «Платье императрицы», вдохновлённое египетской коллекцией Эрмитажа.

  • Светлана Воробьёва, единственный в Петербурге модельер, специализирующийся на мужской одежде в стиле «беспок», — идеально сидящие пальто, костюмы, рубашки и брюки.

  • Татьяна Парфёнова — тёмно-серая тройка с вышивкой (для Пьехи), платье «Чёрная стрекоза» с ручной росписью, кремовое шелковое платье из коллекции «Мамеле» (в переводе с идиша означает «Мамочка») с мазками кисти, а также платье с вышитыми сурикатами, надетое Дианой Вишневой на благотворительном обеде в Лондоне.

  • Марина Седова — четыре шляпы из коллекции «Красная метель». 

  • Лилия Киселенко — платье-мешок, платье с кругами и поясом-бантом.

  • Ирина Танцурина — концертное платье для Эдиты Пьехи из тёмно-синего шелка с белым воротником и платье с цветком.
  • Лилия Киселенко — платье-мешок, платье с кругами и поясом-бантом.

  • Ирина Танцурина — концертное платье для Эдиты Пьехи из тёмно-синего шелка с белым воротником и платье с цветком.

  • Татьяна Чапургина, художник Императорского фарфорового завода, — платье из фарфоровых пайеток «Платье императрицы», вдохновлённое египетской коллекцией Эрмитажа.

  • Марина Седова — четыре шляпы из коллекции «Красная метель».

Экспозиция также включает листовки ЛДМО разных лет, напоминая о повседневной модной культуре советского времени. Упоминаются и модельеры из других городов СССР — например, Валентина Алексеева из Калининского областного дома модели одежды, чьи боди и брюки из кримплена стали образцом моды 1970-х.

За каждым нарядом скрыта  своя история. Платье из шелковой тафты с оригинальным воротником-бантом, украшенное вышивкой в виде сурикатов, было создано Татьяной Парфеновой специально для Дианы Вишневой. В 2015 году прима-балерина блистала в этом наряде на благотворительном вечере в Лондоне, демонстрируя его красоту и элегантность. Владимир Бухинник посвятил свою коллекцию «Улица Зелинского» памяти Натальи Пивоваровой, основательницы и участницы музыкальной группы «Колибри», стремясь увековечить её наследие через искусство моды. Наряды от известного дизайнера Стаса Лопаткина украшают сцены морских сражений, создавая атмосферу драматизма и героизма. 

Экспозиция «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» — это признание моды как искусства, созданного художниками. Как однажды сказал Пьер Берже, друг Ива Сен-Лорана: «Мода становится искусством тогда, когда её творят художники». Именно такими художниками и являются представленные в Эрмитаже петербургские модельеры, считает Нина Тарасова.

Нина Тарасова показыват модели костюмов. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Автор экспозиции — Нина Ивановна Тарасова, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Дизайн экспозиции — Юрий Сучков.

Экспозицию «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980–2010-е годы» можно увидеть до марта 2027 года в рамках экскурсии по маршруту открытого хранения Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня».

Другие новости раздела

Фольклор
Шоу
18.12

Петербургская фолк-группа «Жемчуга» спела на «Поле Чудес»

Конкурс
Для детей
17.12

Сказка в «Зазеркалье»: подведены итоги XVIII фестиваля-смотра «Я уже артист!»

11.12

В Петербурге с размахом прошёл конкурс юных исполнителей «Серебряная свирель»

Выставки
17.12

«сНежное сердце» подарит гостям медиацентра «Культура Петербурга» новогоднее настроение

Пресс-конференция
Классическое искусство
09.12

В медиацентре «Культура Петербурга» рассказали о детском конкурсе имени Андрея Петрова

Смотреть все