ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа
Итоги

ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа

ЦВЗ «Манеж». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.

Опубликовано: 12 декабря 2025 года

12 декабря ЦВЗ «Манеж» открыл выставку «Все Бенуа – всё Бенуа». Портал «Культура Петербурга» побывал на вернисаже.

Проект объединил более 600 экспонатов из свыше 70 учреждений: музеев, архивов, научных центров Санкт-Петербурга, Москвы и регионов, а также частных коллекций. В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, театральные костюмы, личные вещи, документальные материалы и предметы быта, многие из которых впервые демонстрируются публике.


ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа1
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа2
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа3
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа4
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа5
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа6
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа7

Выступления создателей выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.



Центральной фигурой выставки стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — художник, искусствовед, критик, театральный деятель и одна из ключевых фигур культурной жизни Серебряного века. Он был представителем династии архитекторов и художников Санкт-Петербурга, получил блестящее образование и стал одним из основателей и идеологов объединения «Мир искусства», чей одноимённый журнал, созданный совместно с Сергеем Дягилевым, определил эстетику русского искусства рубежа XIX–XX веков. Бенуа выступал за красоту, неоклассицизм и диалог с западноевропейской художественной традицией, отвергая академизм и натурализм.

Особое место в творчестве мастера занимал Версаль — символ гармоничного единения человека, природы и искусства. Уже в 1896 году, во время первой поездки в Париж, Бенуа начал делать зарисовки этого города, которые позже легли в основу знаменитого альбома «Версаль» (1922). В предисловии к изданию автор писал: «Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… Монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей». Именно этой теме посвящена Версальская лестница в аванзале «Манежа» — начальная точка маршрута выставки, символически вводящая зрителя в мир, где история, природа и театр сливаются в единое целое.

Автором концепции экспозиции выступил Павел Михайлович Капелевич. Вместе с командой ЦВЗ «Манеж» — сокуратором Елизаветой Павлычевой и архитектором экспозиции Сергеем Падалко — Капелевич создал структуру, раскрывающую не просто отдельные работы, а целую художественную вселенную, развивавшуюся в рамках одной семьи на протяжении нескольких поколений. Особый вклад в реализацию проекта внёс Евгений Дединкин, впервые выступивший в роли куратора; по словам Павла Михайловича, участие Евгения оказалось решающим в ряде аспектов.

«Династия Бенуа по праву считается одной из самых влиятельных и многочисленных среди известных художественных семей, чьё наследие обогатило не только русскую культуру, но и оказало заметное влияние на развитие искусства во всём мире. Каждый, кто соприкасался с русским искусством рубежа XIX–XX веков, неизбежно встречался с именами, связанными с этой выдающейся фамилией. Наша выставка ставит перед собой амбициозную цель — представить феномен целого рода, проследить его корни, развитие и неиссякаемый творческий потенциал. Столь масштабный проект представлен впервые за длительное время и посвящён истории одной семьи, охватывая более полутора веков их блистательной деятельности», — сказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж».

Путь по выставке начинается со второго этажа. Поднявшись по Версальской лестнице, посетитель попадает в пространство, посвящённое творчеству Александра Бенуа: его театральным эскизам для «Петрушки», «Сильфид» и «Павильона Армиды», историческим композициям, научным трудам и музейной деятельности. Особое внимание уделено работе мастера в Эрмитаже: с 1919 года Художник возглавлял Картинную галерею и стремился сохранить аристократические собрания, передав их государству. На выставке представлены произведения, включённые мастером в эрмитажное собрание, в том числе шедевры из галереи «От Караваджо до Доре», выявленные в ходе архивных исследований.

Центральным элементом второго этажа стал стеклянный кабинет Александра Бенуа, воссозданный по документальным фотографиям с использованием подлинной мебели. Кабинет «парит» между уровнями выставочного пространства и символически связывает личную историю художника с историей всей династии. Рядом размещена видеопроекция, где с помощью технологии дипфейк оживают Анна Павлова и Вацлав Нижинский: их лица, сгенерированные искусственным интеллектом, наложены на тела современных балетных артистов: Леонида Сарафанова и Олеси Новиковой, исполняющих реконструированные фрагменты хореографии. Этот приём компенсирует историческую утрату — записей танца Нижинского не сохранилось, поскольку и он сам, и Дягилев выступали против кинематографической фиксации спектаклей.

Спуск на первый этаж ведёт в мир «Азбуки» — художественного манифеста, созданного Бенуа в 1904 году. Каждая буква здесь — отдельная вселенная: рыцари воплощают «Р», арабский костюм — «А», царицы и короны — «Ц». Весь этаж превращён в лабиринт, где зритель последовательно проходит сквозь эти образы. На странице буквы «И» — игрушки, которые Бенуа собирал всю жизнь; многие из них хранятся в Эрмитаже и Русском музее, и часть из них впервые представлена в таком контексте. Архитектурное решение лабиринта, разработанное Сергеем Падалко, создаёт ощущение перехода между пространствами: с одной стороны открывается вид на Петропавловскую крепость и Усыпальницу, возведённую по проекту Леонтия Бенуа, с другой — на Дворцовую набережную и Эрмитаж, где Александр Бенуа работал. В этом промежуточном пространстве экспонируется шёлковый халат Петра I — предмет из коллекции Эрмитажа, появившийся на выставке благодаря личному участию директора музея Михаила Борисовича Пиотровского.

На первом этаже еще привлекает внимание инсталляция «Сарай» от бюро «Меганом». Деревянные доски с отверстиями, освещенные мягким светом, создают впечатление звездного неба.

Выставка выходит за рамки фамильного наследия: в неё включены произведения художников, которые влияли на Бенуа или были близки ему по духу — от Константина Маковского и Арнольда Бёклина до Павла Флоренского и Тимура Новикова. Представлены также работы его предков и потомков: Леонтия, Николая, Альберта Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой.

Проект затрагивает и современные культурные практики, связанные с именем Бенуа: упоминается премия «Бенуа де ла Данс», международный балетный фестиваль, учреждённый в 1991 году и неофициально ассоциирующийся с наследием династии, а также «Дом трёх Бенуа» в Петербурге — знаковое архитектурное сооружение, ставшее частью городской топографии семьи.

Реализация выставки стала возможной благодаря поддержке Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, ГМЗ «Петергоф», Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также лично ректора Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семёна Ильича Михайловского.

ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа1
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа2
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа3
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа4
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа5
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа6
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа7
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа8
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа9
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа10
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа11
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа12
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа13
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа14
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа15
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа16
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа17
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа18
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа19
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа20
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа21
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа22
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа23
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа24
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа25
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа26
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа27
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа28
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа29
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа30
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа31
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа32
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа33
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа34
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа35
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа36
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа37
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа38
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа39
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа40
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа41
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа42
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа43
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа44
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа45
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа46
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа47
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа48
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа49
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа50
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа51
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа52
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа53
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа54
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа55
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа56
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа57
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа58
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа59
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа60
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа61
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа62
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа63
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа64
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа65
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа66
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа67
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа68
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа69
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа70
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа71
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа72
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа73
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа74
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа75
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа76
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа77
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа78
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа79
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа80
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа81
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа82
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа83
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа84
ЦВЗ «Манеж» открыл двери в мир династии Бенуа85

Экспонаты выставки «Все Бенуа – всё Бенуа». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.



«Этот масштабный проект — настоящий подарок для жителей и гостей Санкт-Петербурга, — отметил Фёдор Болтин, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга. — Впервые на одной площадке благодаря объединению ведущих музеев России и частных коллекционеров удалось собрать уникальную экспозицию о выдающейся династии Бенуа. Наследие творческой семьи, их ценности, традиции, преемственность поколений и таланты заняли особое место в истории нашей страны и отечественной культуре. Среди 600 экспонатов — акварели, эскизы, театральные костюмы, редкие документы и письма. Преобразившееся пространство „Манежа“ позволит нам погрузиться в мир династии Бенуа, увидеть Россию и Петербург через призму искусства».

Выставка «Все Бенуа – всё Бенуа» — это не просто собрание реликвий, а живая реконструкция художественной вселенной, где личное переплетается с историческим, а современные технологии помогают восстановить утраченное. Это результат колоссальной координации усилий десятков специалистов, объединённых стремлением к сохранению и переосмыслению культурного наследия.

Экспозиция будет принимать посетителей до 19 апреля 2026 года.



Другие новости раздела

Фольклор
Шоу
18.12

Петербургская фолк-группа «Жемчуга» спела на «Поле Чудес»

Конкурс
Для детей
17.12

Сказка в «Зазеркалье»: подведены итоги XVIII фестиваля-смотра «Я уже артист!»

11.12

В Петербурге с размахом прошёл конкурс юных исполнителей «Серебряная свирель»

Выставки
17.12

«сНежное сердце» подарит гостям медиацентра «Культура Петербурга» новогоднее настроение

Пресс-конференция
Классическое искусство
09.12

В медиацентре «Культура Петербурга» рассказали о детском конкурсе имени Андрея Петрова

Смотреть все