Опубликовано: 12 декабря 2025 года
Проект объединил более 600 экспонатов из свыше 70 учреждений: музеев, архивов, научных центров Санкт-Петербурга, Москвы и регионов, а также частных коллекций. В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, театральные костюмы, личные вещи, документальные материалы и предметы быта, многие из которых впервые демонстрируются публике.
Выступления создателей выставки. Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Центральной фигурой выставки стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) — художник, искусствовед, критик, театральный деятель и одна из ключевых фигур культурной жизни Серебряного века. Он был представителем династии архитекторов и художников Санкт-Петербурга, получил блестящее образование и стал одним из основателей и идеологов объединения «Мир искусства», чей одноимённый журнал, созданный совместно с Сергеем Дягилевым, определил эстетику русского искусства рубежа XIX–XX веков. Бенуа выступал за красоту, неоклассицизм и диалог с западноевропейской художественной традицией, отвергая академизм и натурализм.
Особое место в творчестве мастера занимал Версаль — символ гармоничного единения человека, природы и искусства. Уже в 1896 году, во время первой поездки в Париж, Бенуа начал делать зарисовки этого города, которые позже легли в основу знаменитого альбома «Версаль» (1922). В предисловии к изданию автор писал: «Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… Монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей». Именно этой теме посвящена Версальская лестница в аванзале «Манежа» — начальная точка маршрута выставки, символически вводящая зрителя в мир, где история, природа и театр сливаются в единое целое.
Автором концепции экспозиции выступил Павел Михайлович Капелевич. Вместе с командой ЦВЗ «Манеж» — сокуратором Елизаветой Павлычевой и архитектором экспозиции Сергеем Падалко — Капелевич создал структуру, раскрывающую не просто отдельные работы, а целую художественную вселенную, развивавшуюся в рамках одной семьи на протяжении нескольких поколений. Особый вклад в реализацию проекта внёс Евгений Дединкин, впервые выступивший в роли куратора; по словам Павла Михайловича, участие Евгения оказалось решающим в ряде аспектов.
«Династия Бенуа по праву считается одной из самых влиятельных и многочисленных среди известных художественных семей, чьё наследие обогатило не только русскую культуру, но и оказало заметное влияние на развитие искусства во всём мире. Каждый, кто соприкасался с русским искусством рубежа XIX–XX веков, неизбежно встречался с именами, связанными с этой выдающейся фамилией. Наша выставка ставит перед собой амбициозную цель — представить феномен целого рода, проследить его корни, развитие и неиссякаемый творческий потенциал. Столь масштабный проект представлен впервые за длительное время и посвящён истории одной семьи, охватывая более полутора веков их блистательной деятельности», — сказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж».
Путь по выставке начинается со второго этажа. Поднявшись по Версальской лестнице, посетитель попадает в пространство, посвящённое творчеству Александра Бенуа: его театральным эскизам для «Петрушки», «Сильфид» и «Павильона Армиды», историческим композициям, научным трудам и музейной деятельности. Особое внимание уделено работе мастера в Эрмитаже: с 1919 года Художник возглавлял Картинную галерею и стремился сохранить аристократические собрания, передав их государству. На выставке представлены произведения, включённые мастером в эрмитажное собрание, в том числе шедевры из галереи «От Караваджо до Доре», выявленные в ходе архивных исследований.
Центральным элементом второго этажа стал стеклянный кабинет Александра Бенуа, воссозданный по документальным фотографиям с использованием подлинной мебели. Кабинет «парит» между уровнями выставочного пространства и символически связывает личную историю художника с историей всей династии. Рядом размещена видеопроекция, где с помощью технологии дипфейк оживают Анна Павлова и Вацлав Нижинский: их лица, сгенерированные искусственным интеллектом, наложены на тела современных балетных артистов: Леонида Сарафанова и Олеси Новиковой, исполняющих реконструированные фрагменты хореографии. Этот приём компенсирует историческую утрату — записей танца Нижинского не сохранилось, поскольку и он сам, и Дягилев выступали против кинематографической фиксации спектаклей.
Спуск на первый этаж ведёт в мир «Азбуки» — художественного манифеста, созданного Бенуа в 1904 году. Каждая буква здесь — отдельная вселенная: рыцари воплощают «Р», арабский костюм — «А», царицы и короны — «Ц». Весь этаж превращён в лабиринт, где зритель последовательно проходит сквозь эти образы. На странице буквы «И» — игрушки, которые Бенуа собирал всю жизнь; многие из них хранятся в Эрмитаже и Русском музее, и часть из них впервые представлена в таком контексте. Архитектурное решение лабиринта, разработанное Сергеем Падалко, создаёт ощущение перехода между пространствами: с одной стороны открывается вид на Петропавловскую крепость и Усыпальницу, возведённую по проекту Леонтия Бенуа, с другой — на Дворцовую набережную и Эрмитаж, где Александр Бенуа работал. В этом промежуточном пространстве экспонируется шёлковый халат Петра I — предмет из коллекции Эрмитажа, появившийся на выставке благодаря личному участию директора музея Михаила Борисовича Пиотровского.
На первом этаже еще привлекает внимание инсталляция «Сарай» от бюро «Меганом». Деревянные доски с отверстиями, освещенные мягким светом, создают впечатление звездного неба.
Выставка выходит за рамки фамильного наследия: в неё включены произведения художников, которые влияли на Бенуа или были близки ему по духу — от Константина Маковского и Арнольда Бёклина до Павла Флоренского и Тимура Новикова. Представлены также работы его предков и потомков: Леонтия, Николая, Альберта Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой.
Проект затрагивает и современные культурные практики, связанные с именем Бенуа: упоминается премия «Бенуа де ла Данс», международный балетный фестиваль, учреждённый в 1991 году и неофициально ассоциирующийся с наследием династии, а также «Дом трёх Бенуа» в Петербурге — знаковое архитектурное сооружение, ставшее частью городской топографии семьи.
Реализация выставки стала возможной благодаря поддержке Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, ГМЗ «Петергоф», Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также лично ректора Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семёна Ильича Михайловского.
Экспонаты выставки «Все Бенуа – всё Бенуа». Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
«Этот масштабный проект — настоящий подарок для жителей и гостей Санкт-Петербурга, — отметил Фёдор Болтин, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга. — Впервые на одной площадке благодаря объединению ведущих музеев России и частных коллекционеров удалось собрать уникальную экспозицию о выдающейся династии Бенуа. Наследие творческой семьи, их ценности, традиции, преемственность поколений и таланты заняли особое место в истории нашей страны и отечественной культуре. Среди 600 экспонатов — акварели, эскизы, театральные костюмы, редкие документы и письма. Преобразившееся пространство „Манежа“ позволит нам погрузиться в мир династии Бенуа, увидеть Россию и Петербург через призму искусства».
Выставка «Все Бенуа – всё Бенуа» — это не просто собрание реликвий, а живая реконструкция художественной вселенной, где личное переплетается с историческим, а современные технологии помогают восстановить утраченное. Это результат колоссальной координации усилий десятков специалистов, объединённых стремлением к сохранению и переосмыслению культурного наследия.
Экспозиция будет принимать посетителей до 19 апреля 2026 года.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться