Опубликовано: 12 мая 2023 года
«Три парки» написаны на сюжет античной мифологии: на фоне облачного неба и архитектурных развалин, поросших диким кустарником, изображены три богини судьбы с их характерными атрибутами: Нона (Клото в греческой мифологии), отвечающая за рождение, держит в руках пряжу в виде рога изобилия, из которого появляется младенец; крылатая Децима (Лахезис) прядет и отмеряет нить жизни, продолжительность которой зависит от настроения капризной Морты (Атропос), держащей в руках острые ножницы; ползающие рядом с ней на каменных руинах змеи символизируют неизбежную смерть.
На протяжении 270-летнего пребывания картины в России ее атрибуция неоднократно менялась – полотно приписывали то кисти болонского живописца Карло Чиньяни, то авторству самого Тинторетто. В ходе реставрации была обнаружена авторская подпись, которая подтвердила принятую ранее новую атрибуцию предмета. Важным результатом проведенных работ стало выявление в левом нижнем углу картины фрагмента авторской подписи – [MAZZ]ONI, существование которой ранее было неизвестно специалистам. «Работ Себастьяно Маццони сохранилось не так много даже в самой Венеции, хотя там у него были большие заказы для общественных зданий и церквей, - констатирует ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Артемьева. - В российских собраниях до сих пор была известна только одна работа – «Три грации», находящаяся в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Поэтому для нас обнаружить картину Маццони в историческом собрании Петра III – это большое событие».
Картина представляет особый интерес, поскольку относится к той немногочисленной группе произведений, которая входила в собственную живописную коллекцию будущего императора Петра III в бытность его наследником престола. Для демонстрации коллекции в середине XVIII века был построен Картинный дом в Ораниенбауме. В 1757-1758 годах работа заняла свое место на восточной стене художественной галереи, где находится и в настоящее время.
«Картинный дом» в 1754-1761 годах служил вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлся одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века. Сейчас для посетителей здесь открыты пять залов постоянной экспозиции музея, в которых представлены более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров XVI-XVIII веков из фондов ГМЗ. Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом Штелином в 1762 году, удалось вернуть на свои исторические места оригинальные полотна из коллекции ее прежнего хозяина.
Фото - Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»
Обложка - «Три парки» вернулись в «Картинный дом» после реставрации
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться