Обложка: Эрмитаж приступил к реставрации ювелирных изделий Позье.
Новости культуры

23 мая 2024 года

Эрмитаж приступил к реставрации ювелирных изделий Позье

Государственный Эрмитаж при поддержке «Алроса» отреставрирует пять произведений одного из самых известных ювелиров XVIII столетия Иеремии Позье. До нашего времени дошло крайне мало его работ, в музейных собраниях они – редкость, но в Петербурге хранятся три его ювелирных букета и несколько табакерок и мушечниц.

Табакерка с корзиной цветов Санкт-Петербург, 1750 год. Мастер Иеремия Позье
Предстоящие работы являются частью культурно-просветительской программы «Алроса» и ювелирного дома POSIÉ. Известно, что в мастерской Позье, придворного ювелира трех императриц, изготавливались самые разнообразные вещи. В том числе, знаменитые букеты из драгоценных камней, броши, эгреты, пряжки-аграфы, серьги, табакерки и мушечницы (коробочки для хранения мушек – маленьких фигурных кусочков ткани или бумаги, которыми дамы XVIII столетия дополняли свой образ). Предметы эти славились особой выразительностью, которая достигалась благодаря тому, что под прозрачные камни ювелир подкладывал окрашенную фольгу, усиливавшую их свечение.

Табакерка с корзиной цветов Санкт-Петербург, 1750 год. Мастер Иеремия Позье.

«В контексте музейной истории Позье стал чем-то вроде эрмитажного бренда, – отмечает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Мы рады возможности ещё раз вспомнить о нём вместе с нашим партнером, другим знаменитым ювелирным брендом».

Предполагается, что в этом году будут отреставрированы:

- табакерка с рубинами – коробочка фигурной формы, покрытая чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов;

- табакерка с корзиной цветов, декорированная чеканными орнаментами, на крышке её размещено изображение цветочной корзины из бриллиантов и сапфиров; 

- табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны – один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века – выполненная из чеканного золота и украшенная бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны;

- мушечница с двуглавым орлом зелёной эмали и бриллиантовым узором на затворе, где под часть бриллиантов подложена окрашенная фольга;

- круглая мушечница, крышка которой декорирована изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны.

Круглая мушечница. Санкт-Петербург, конец 1750-х годов. Мастер Иермия Позье.

Состояние этих экспонатов не внушает опасений. Однако на всех пяти имеются загрязнения, окислы и следы прежних реставраций, искажающие их внешний вид. Зафиксированы также разрывы и деформация металлического декора, деталей крепления драгоценных камней. Реставрационные работы начались с комплексного исследования. Затем будут удалены загрязнения и проведена лазерная очистка. С помощью лазерной сварки специалисты устранят трещины и разрывы, а драгоценные камни заново закрепят.

Круглая мушечница. Санкт-Петербург, конец 1750-х годов. Мастер Иермия Позье.

Деформации предполагается исправить лишь частично – там, где это необходимо для сохранности предметов. Главный принцип научной реставрации: «не навреди». Вмешательство всегда должно быть минимальным, изменения – обратимыми. Еще один пример тому – восстановление эмали в декоре обеих мушечниц. Оно будет проведено с помощью обратимых композитов. После завершения реставрации все пять ювелирных изделий займут место на постоянной экспозиции в Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа.

Подробности

Фото – Пресс-служба Эрмитажа

 

 

 

 

Обложка: Эрмитаж приступил к реставрации ювелирных изделий Позье.

Другие новости раздела

Инклюзия
14.06

В России может появиться словарь РЖЯ по искусству

14.06

На «Ленфильме» начинает работу лаборатория для дебютантов

13.06

Топ-5 гаражных историй с открытия выставки «Куплю гараж»

Театр
11.06

В России появилась «Гильдия театроведов, театральных критиков и театральных издателей»

Памятные места
Скульптура
31.05

В Петербурге установят памятник выдающемуся адвокату Владимиру Спасовичу

Смотреть все