Опубликовано: 22 апреля 2025 года
Сосуд составлен из трех очень тонко вырезанных кусков горного хрусталя, образующих тулово, ножку и подставку. Самой выразительной частью является тулово, украшенное многослойным орнаментом. В нижней части кубка мастер вырезал волны, выше выгравированы цветы и травы. Они «прорастают» из деревьев и пней, основой которых являются выпуклые куски минерала. Среди растений помещены гравированные изображения животных – медведей, зайцев, кабанов и других – виртуозно выполненные и живописно расположенные на поверхности хрусталя.

Каменная (хрустальная) часть кубка является работой итальянских резчиков миланской школы конца XVI века. Драгоценная оправа из золота, рубинов и полихромной эмали, вероятно, выполнена мастерами Южной Германии середины XVII века.
Первоначально кубок имел хрустальную крышку, но от нее сохранилась только сильно деформированная монтировка, увенчанная золотой короной. Этот факт является косвенным свидетельством непростой и пока еще неизвестной исследователям судьбы эрмитажного кубка.
Подобные резные сосуды не использовались в быту, они служили украшением сокровищниц, кунсткамер или дипломатическими подарками. Согласно инвентарю Галереи драгоценностей, кубок, который хранится теперь в собрании Эрмитажа, курфюрст Саксонии и король Польши Август II Сильный преподнес Петру I.
Первым этапом реставрационных работ стали предварительные исследования. В их ходе реставраторы зафиксировали трещины в горном хрустале, деформации, трещины и разрывы золотого декора, сколы полихромной эмали. Кроме того, выяснилось, что оправы драгоценных камней разболтаны.
Химическая и лазерная очистка экспоната позволила избавиться от всех загрязнений и следов предыдущих реставраций. После этого были частично устранены деформации золотого декора кубка. С помощью лазерной сварки реставраторы восстановили сломанные гнезда и заново закрепили драгоценные камни.
Много времени заняла работа с полихромной эмалью, которую восстанавливали с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов, обладающих мощными скрепляющими свойствами. Микротрещины эмали реставраторы пропитали полимером.
Деформированной короне тоже была возвращена изначальная форма, а разрывы и трещины на металлической конструкции декора крышки устранили с помощью лазерной сварки. Подложки драгоценных камней, которыми украшена эта конструкция и ножка кубка, были очищены с помощью установки оптоволоконной лазерной очистки. Благодаря данным технологиям вес предмета не изменяется, что крайне важно для музейной практики.
Правообладатель изображений: Государственный Эрмитаж.
Работы по восстановлению провели специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.Руководители проекта – заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Игорь Малкиель и заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Ольга Костюк.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться