Опубликовано: 18 июня 2024 года
Китайский дворец - единственный памятник стиля рококо в России, был возведен архитектором Антонио Ринальди и являлся частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственная Дача» императрицы Екатерины II. После прогулок, наполненных безмятежным весельем, она обычно отправлялась с гостями в свой любимый новопостроенный домик. В Приемном Большом зале под звуки музыки за обеденным столом проходили приемы, на которые приглашались лишь самые близкие и важные персоны. Здесь не жили, сюда приходили ненадолго, чтобы окунуться в атмосферу праздника, волшебства и веселья.
Возведенный в 1762–1768 годах, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Людвига Бонштедта и Андрея Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.
В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно, напоминающего «китайщину». Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри дворец поражает нарядностью и изысканностью оформления - в нем нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий.
Работы по реставрации начались еще в 2004 году. За период с 2011 по 2022 год были открыты Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубая гостиная, Большой зал, Розовая гостиная, Гардеробная, Передняя, Штофная опочивальня, Будуар, Кабинет великого князя Павла Петровича, Штукатурный покой, Малый и Большой Китайские кабинеты. В 2024 году работы завершаются открытием последних четырех интерьеров - Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной и Кабинета Екатерины II.
Интерьер парадной спальни императрицы – Китайской опочивальни, выполненный в стиле «chinoiserie», отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. В виде яркой орнаментальной арабески на восточную тему исполнен плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Якопо Гуарана с изображением непременных атрибутов стиля шинуазри: экзотичных животных, зонтиков и опахал. Особенностью интерьера, сохранившегося с XVIII века, является белый атлас, изготовленный в России и расписанный в подражание китайскому искусству русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым и «лакирным учеником» Якимом Герасимовым. Сложностью рисунка и изысканностью цветовой гаммы отличается наборный паркет опочивальни, выполненный Якобом Лангом в 1770-х годах «на место каменного … из заморского дерева». Сочетая в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце.
Теме науки Географии посвящено убранство интерьера Туалетной. В центре перекрытия падуг потолка, выполненного в форме купола земной сферы, размещен плафон-тондо «География» кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме Географии вторит и композиция наборного паркета с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей – символов континентов. Главным декоративным украшением интерьера являются одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа и символизирующих времена года, стихии и страны света.
Ведущее место в оформлении Портретной занимает живопись: 22 портрета кисти художника Пьетро Ротари. Итальянский придворный живописец вошел в историю созданием образов юных девушек и разработал тип камерного портрета, получившего впоследствии название «головки Ротари». Во время революционных событий шесть портретов были похищены, однако позднее заменены на похожие, также выполненные Пьетро Ротари. Отдельные полотна разной конфигурации, изображающие не только молодых девушек, но и юношей, объединены между собой лепным декором в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд.
Кабинет императрицы богато оформлен живописью и серебряной присыпкой. Центральные фигурные композиции, первоначально выполненные, по всей вероятности, Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: «Меркурий», «Селена и Эндимион» и «Венера и Адонис». Плафон Гаспаро Дициани «История» дополняет живописное убранство кабинета и напоминает о его назначении. Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, рокайли, переходящие в листья аканта, и птицы написаны по серебру, что создает необычный декоративный эффект, преображая комнату в сказочное пространство.
Правообладатель изображения - Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»
Обложка: Китайский дворец в «Петергофе» открылся после реставрации
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться