Опубликовано: 07 июля 2025 года
Иосиф Бродский и Борис Тищенко познакомились в 1959 году в литературно-музыкальном кружке петербургской консерватории, в котором Бродский участвовал в качестве приглашенного поэта: «Потом мы как-то сблизились, в филармонию стали ходить вместе, в гости друг к другу, он мне читал стихи, я ему музыку показывал свою. У меня дома завелись настоящие поэтические чтения и музицирования, бывали Яша Гордин, Олег Григорьев, Глеб Горбовский» - вспоминал Тищенко.
С тех пор и до конца жизни поэта их связывали близкие дружеские отношения, отмеченные творческим взаимовлиянием. Они состояли в переписке в период ссылки Бродского и после его вынужденной эмиграции. Иосиф был для Тищенко связующим звеном с Ахматовой, которая лично разрешила молодому композитору написать «Реквием» на ее стихи. Кроме того, одним из выдающихся сочинений является «Рождественский романс» на слова Иосифа Бродского, в вокальной партии которого Борис Иванович гениально воспроизводит манеру его друга читать стихи.
«В 1972 году нам пришлось расстаться. И мы с ним посидели вот на этом склоне у Мойки, которая мимо Марсова поля течет под павильончиком Росси, и грустно-грустно попрощались. Он мне вручил стишок 1956 года: „Прощай, мой друг. Мы встретимся едва ли <...>“». (Из фильма «Борис Тищенко. Монолог Души») В последний раз они встретились уже в 1993 году в Нью-Йорке.
На торгах будет представлено машинописное письмо Иосифа Бродского 1962 года с его рукописными дополнениями — «For ever your Joseph. P.S. Прошу тебя писать мне письма на нотной бумаге!». Представленное письмо было впервые опубликовано в монографии о Борисе Тищенко, написанной вдовой композитора — известной арфисткой и профессором петербургской консерватории И. А. Донской-Тищенко:
«За 1962 годом настал 1963-й, и для Бродского он оказался трагическим. Эта история хорошо известна. <...> К этому периоду относятся три письма, написанные Иосифом Бродским Борису еще в России. Первое письмо написано в 1962 году, еще до суда и ареста. Оно является продолжением начатого ими ранее разговора. Начинается оно так же, как известное стихотворение «Письмо генералу Z» (1968):
«Генерал! Наши карты — дерьмо. Я пас.
Север вовсе не здесь, но в Полярном Круге.
И Экватор шире, чем ваш лампас.
Потому что фронт, генерал, на Юге».
А также машинописное письмо Бродского на трех открытках с собственноручными пометами и рисунком кота написанное им Борису Тищенко уже из Америки. В письме речь идет о переезде в Анн-Арбор, спустя месяц после эмиграции из СССР: «Милый Боб, путешествие кончилось, и теперь, сочиняя эту открыточку, я сижу в своем кабинете в местном (Мичиганском) университете, смотрю на американский дождь и слушаю, как годит эр-конишн». Оба письма происходят из собрания вдовы Тищенко, заслуженной артистки России и профессора петербургской консерватории.
Правообладатель фото – Пресс-служба аукционного дома «Литфонд»
Обложка: Неизвестные письма Бродского композитору Тищенко выставят на торги
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться