Опубликовано: 20 января 2025 года
По словам Ольги Баженовой, старшего научного сотрудника музея, такие приборы, украшенные декоративными элементами из бронзы и подставкой из французского гриотового камня, были в моде на рубеже XIX-XX веков. Их создавала известная мастерская Карла Верфеля, которая пользовалась особым уважением императорского двора и активно сотрудничала с владельцами Павловска.
В архиве музея-заповедника хранится письмо великого князя Константина Константиновича, адресованное его сыну Константину. В этом письме великий князь просит своего сына посетить магазин Карла Верфеля и приобрести в подарок письменный прибор, состоящий из нескольких предметов: чернильницы, песочницы и канделябров.
В Павловск письменный прибор был передан из Музея Революции. С 1974 года он экспонируется в Кабинете коллекционера на постоянной выставке «Русский жилой интерьер конца XVIII — начала XX веков», которая располагается на третьем этаже Павловского дворца.
Долгое время письменный прибор находился в неудовлетворительном состоянии: на колоннах были заметны сколы и склейки, лишь одна из трех колонн осталась невредимой, а на подставке появилась трещина. Очевидно, что предмет пострадал в процессе эксплуатации или в ходе дальнейших перемещений.
Как рассказал художник-реставратор Константин Стулов, в процессе разборки экспоната были обнаружены обрывки газеты за 1956 год. Вероятно, тогда и проходила первая реставрация.
В ходе восстановительных работ фрагменты камня, находившиеся в плохом состоянии, были заменены новыми, выполненными из исторического материала. Художник-реставратор Владимир Балаков воссоздал утраченные ножки прибора, используя сохранившийся аналог — у подсвечника. Бронзу почистили и восстановили исторический крепеж деталей.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться