Опубликовано: 12 февраля 2024 года
Каждая выполнена в форме амфоры с невысоким горлом и двумя ручками в виде изогнутых завитков и установлена на небольшом прямоугольном плинте из природного сланца. На тулове в восьмиугольных медальонах — изображения лиры и грифонов, над которыми помещен орел с распростёртыми крыльями, по сторонам в круглых медальонах — изображения дельфинов. Под медальонами размещен орнаментальный узор с акантовыми листьями. Подобная роспись типична для периода раннего ампира.
Двухсотлетняя жизнь предметов отразилась на их сохранности: конструкция ваз расшаталась, что привело к сколам фарфора в нижней части тулова; были деформированы и покрыты ржавчиной металлические стержни и гайки, соединяющие две части тулова с каменным плинтом. В ходе реставрации мастера разобрали вазы на составные части и передали их в работу профильным специалистам — по фарфору, металлу и камню, которые провели десятки восстановительных мероприятий. В частности, фарфор расчистили от поверхностных загрязнений, сколы в нижней части тулова тонировали, с внутренней поверхности удалили следы коррозии.
Вазы происходят из собрания усадьбы Грузино под Новгородом, принадлежавшей графу Алексею Андреевичу Аракчееву, преданно служившему двум императорам — Павлу I и Александру I. Гербовый девиз графа гласил: «Безъ лести преданъ». Эти слова украшали фасад дома в Грузино, который граф превратил в своеобразный мемориальный комплекс своих августейших покровителей. Особое место в этом своеобразном пантеоне занимала память об императоре Александре I. Аракчеев бережно хранил все, к чему в усадьбе прикасалась рука его державного друга. Он неоднократно посещал Грузино, а убранство помещений, в которых он останавливался во время своих визитов сохранялось с особой тщательностью. Для императора в усадебном доме было отведено три комнаты: Малиновая, Синяя и Белая. Они была оформлены в стиле раннего ампира и украшены портретами, гравюрами, изделиями из бронзы и фарфора. Судя по колористике ваз — сочетание темно-красного и фисташкового цветов — они могли служить украшением Малиновой комнаты, которая использовалась в качестве приемной.
После смерти Аракчеева усадьба сменила множество владельцев, а в 1931 году стала филиалом Ленинградского музея революции. В годы Великой Отечественной войны предметы из усадьбы были эвакуированы в Иркутск. В годы Великой Отечественной войны в ходе ожесточенных боев архитектурный ансамбль и парк были практически уничтожены. В 1956 году многие предметы из Грузино поступили в собрание Павловского дворца-музея, в том числе и вазы берлинского производства. Новые экспонаты можно увидеть в «Кабинет е молодого человека 1820-1830-х» на экспозиции «Русский жилой интерьер конца XVIII — начала XX веков».
Фото – Пресс-служба ГМЗ «Павловск»
Обложка: После реставрации в «Павловск» вернулись аракчеевские вазы
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться