После реставрации в Павловский дворец вернулись две картины XVII века
Обложка: после реставрации в Павловский дворец вернулись две картины XVII века.
Новости культуры

После реставрации в Павловский дворец вернулись две картины XVII века

После длительной реставрации в Картинную галерею Павловского дворца вернулись две картины голландского художника Каспара Нетшера (1639-1684).

Опубликовано: 04 июня 2025 года

«Историческая коллекция Павловского дворца художников голландской и фламандской школ значительно пострадала от музейных распродаж 1920 — 1930-х годов: было продано 150 работ выдающихся мастеров, — рассказывает начальник научно-фондового отдела Павловска Анна Никифорова. — К сожалению, в Павловске не стало ни Рембрандта, ни Питера ван Лара, ни Остаде. После Великой Отечественной войны было решено несколько восполнить лакуны, и в Павловский дворец передали произведения голландской живописи из других музеев. Два из них: «Дама со служанкой» и «Дама с пажом» — принадлежат кисти живописца Каспара Нетшера, мастера галантных сцен. Он учился у знаменитого Герарда Терборха, но уступал ему в качестве живописи и композиционных решений».

DSC07943.JPG

Состояние сохранности картин вызывало тревогу: наблюдались трещины деревянной основы, отслоения красочного слоя, что во многом было вызвано их предыдущей реставрацией.

Перед началом работ было проведено тщательное исследование картин и выработана методика, принятая реставрационным советом музея при участии специалистов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Свои консультации дал флорентийский специалист по реставрации живописных произведений на деревянной основе. Как установили реставраторы, основные проблемы картин были связаны с неподвижным паркетажем: на тыльную сторону тонкой (около 4 мм) дубовой доски наклеена деревянная рама с двумя поперечинами, между которыми поверх старых трещин — три деревянных бруска более светлого цвета. Вдоль них протянулись свежие трещины, а основа стала вогнутой. Реставраторы предполагают, что реконструкция основы проводилась дважды. В результате прочно зафиксированная конструкция лишила волокна древесины движения, что привело к растрескиванию доски в местах сильнейшего напряжения.
DSC07941.JPG

Ювелирная работа художника–реставратора заключалась не только в бережном восполнении осыпей и искусном склеивании основы, но и в поэтапном осторожном демонтаже старого крепежа. Эти работы выполнялись очень медленно, буквально по миллиметрам, ведь быстрые изменения конструкции могли вызвать деформацию картины. Новый паркетаж выполнили по итальянской методике: с тыльной стороны картину укрепили на новой деревянной раме с помощью специальной пружинной фурнитуры, обеспечивающей основе полуподвижное состояние. Такая конструкция позволяет деревянным волокнам свободно двигаться, при этом сохраняется надежное крепление доски и целостность картины.

Подробности

Правообладатель фото – пресс-служба ГМЗ «Павловск».

 

Обложка: после реставрации в Павловский дворец вернулись две картины XVII века.

Другие новости раздела

Благотворительность
Музыка
20.08

В Северной столице появился гимн благотворительного Петербурга

19.08

В Петербурге открыли культурное пространство «Корейский дом»

Культурный форум
18.08

Российский фонд культуры принимает заявки на чемпионат «История будущего»

18.08

Русскому географическому обществу 180 лет!

Конкурс
Книги
17.08

Литературный конкурс имени Сергея Михалкова открыл прием заявок

Смотреть все