Опубликовано: 04 июня 2025 года
«Историческая коллекция Павловского дворца художников голландской и фламандской школ значительно пострадала от музейных распродаж 1920 — 1930-х годов: было продано 150 работ выдающихся мастеров, — рассказывает начальник научно-фондового отдела Павловска Анна Никифорова. — К сожалению, в Павловске не стало ни Рембрандта, ни Питера ван Лара, ни Остаде. После Великой Отечественной войны было решено несколько восполнить лакуны, и в Павловский дворец передали произведения голландской живописи из других музеев. Два из них: «Дама со служанкой» и «Дама с пажом» — принадлежат кисти живописца Каспара Нетшера, мастера галантных сцен. Он учился у знаменитого Герарда Терборха, но уступал ему в качестве живописи и композиционных решений».
Состояние сохранности картин вызывало тревогу: наблюдались трещины деревянной основы, отслоения красочного слоя, что во многом было вызвано их предыдущей реставрацией.
Перед началом работ было проведено тщательное исследование картин и выработана методика, принятая реставрационным советом музея при участии специалистов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Свои консультации дал флорентийский специалист по реставрации живописных произведений на деревянной основе. Как установили реставраторы, основные проблемы картин были связаны с неподвижным паркетажем: на тыльную сторону тонкой (около 4 мм) дубовой доски наклеена деревянная рама с двумя поперечинами, между которыми поверх старых трещин — три деревянных бруска более светлого цвета. Вдоль них протянулись свежие трещины, а основа стала вогнутой. Реставраторы предполагают, что реконструкция основы проводилась дважды. В результате прочно зафиксированная конструкция лишила волокна древесины движения, что привело к растрескиванию доски в местах сильнейшего напряжения.Ювелирная работа художника–реставратора заключалась не только в бережном восполнении осыпей и искусном склеивании основы, но и в поэтапном осторожном демонтаже старого крепежа. Эти работы выполнялись очень медленно, буквально по миллиметрам, ведь быстрые изменения конструкции могли вызвать деформацию картины. Новый паркетаж выполнили по итальянской методике: с тыльной стороны картину укрепили на новой деревянной раме с помощью специальной пружинной фурнитуры, обеспечивающей основе полуподвижное состояние. Такая конструкция позволяет деревянным волокнам свободно двигаться, при этом сохраняется надежное крепление доски и целостность картины.
Правообладатель фото – пресс-служба ГМЗ «Павловск».
Обложка: после реставрации в Павловский дворец вернулись две картины XVII века.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться