Реставраторы Павловска вернули мраморному бюсту Гомера исторический облик.
Реставраторы Павловска вернули мраморному бюсту Гомера исторический облик.
Новости культуры

Реставраторы Павловска вернули мраморному бюсту Гомера исторический облик.

Правообладатель изображения: Государственный музей-заповедник "Павловск"

Опубликовано: 05 июля 2023 года

Бюст приобретен для Павловска в 1873 году великим князем Николаем Константиновичем в Венеции. Это свободная копия неизвестного итальянского автора XVIII века с античного оригинала: голова автора «Илиады» и «Одиссеи» выполнена из белого мрамора, торс — из красновато-коричневого с прожилками. Бюст Гомера запечатлен на фотографиях Павловска последней четверти XIX века — около церковного дворика на пилонах ворот при входе в Собственный садик со стороны ул. Садовой. Во время Великой Отечественной войны бюст не был эвакуирован. Оккупанты сбросили бюст с пилонов, и он разбился.

После реставрации 1960-х годов скульптура долгое время находилась на открытом воздухе, на Вольерном участке, что привело к разрушению структуры мрамора. К тому же, на Гомера не раз покушались вандалы. Бюсту требовалась серьезная реставрация. Работа, которую выполнил художник-реставратор Павловска Константин Стулов, состояла из нескольких этапов — укрепления мрамора, очистки от загрязнений, воссоздания утраченных фрагментов с последующей консервацией поверхности мрамора.
До реставрации. Неизвестный скульптор. Бюст Гомера. Фото: правообладатель - Государственный музей-заповедник "Павловск"
Самым ответственным и интересным стал этап воссоздания утраченных фрагментов. При научной реставрации восстановлению подлежит лишь то, что может быть исторически обосновано, а у бюста Гомера был утрачен фрагмент носа. К счастью, сохранились фотографии бюста, сделанные во время нахождения скульптуры в Павловском парке. Они и стали основой для создания модели. Сначала реставратор восполнил ее в мягком материале — пластилине. Модель утвердили на Реставрационном совете музея-заповедника, затем с нее сняли силиконовую форму. На завершающем этапе утраченный фрагмент носа воссоздали из мрамора.

Возрожденный Гомер, кажется, вновь произносит свои бессмертные гекзаметры: «Гнев, о Богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»После реставрации. Неизвестный скульптор. Бюст Гомера. Фото: правообладатель - Государственный музей-заповедник "Павловск"

Другие новости раздела

26.11

Приморский культурный центр занял 3 место на Всероссийском конкурсе Министерства культуры

Дом Радио
Реставрация
25.11

Подведены итоги первого года реставрации Дома Радио

24.11

ВЦИОМ выяснил, что две трети россиян любят читать

Архитектура
Современное искусство
24.11

Проект реконструкции ЦСИ имени Сергея Курёхина взял премию «Золотой Трезини»

Эрмитаж
Книги
21.11

В Эрмитаже представили книгу «История 33-го пехотного Елецкого полка»

Смотреть все