Опубликовано: 10 октября 2025 года
«Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», выполненные Григорием Угрюмовым в 1799 году, были переданы в собрание Русского музея еще в период формирования основной коллекции, в 1897 году. В последние годы шедевры Угрюмова были представлены в Михайловском (Инженерном) замке и служили частью постоянной экспозиции Воскресенского зала. Обе картины Григорий Угрюмов написал по личному поручению императора Павла I. За эти монументальные исторические произведения в 1800 году художник получил звание профессора.
Благодаря точности передачи сюжетов полотна Угрюмова являются своеобразными историческими документами, что свидетельствует о внимательном изучении живописцем исторических источников. Размеры картин грандиозны: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» – 510 х 380 см, «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» – 510 х 393 см. Комплексная реставрация будет осуществлена впервые. За более чем 200 лет бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, многочисленные прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Кроме того, желтый потемневший лак и большое количество поновительских записей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие живописи.
Кстати, Русский музей в рамках проекта «Друзья Петербурга» представил новую общеобразовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». В основе процесса – участие студентов в реставрации картин «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» и «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года». Лаборатория поможет не только перенять опыт лучших художников-реставраторов Русского музея, но и отточить практические навыки во время образовательного курса. Занятия для первых учеников начались в реставрационных мастерских 7 октября.
За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства также смогут наблюдать гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. Каждый посетитель во время визита на выставки сможет познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».
Реставраторам потребуется по одному году на работу над каждым произведением. После завершения реставрации гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова без «желтого фильтра», образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, без изломов и других дефектов.
Правообладатель фото – Пресс-служба ГРМ
Обложка: Русский музей готовится к новому «реставрационному блокбастеру»
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться