Опубликовано: 24 декабря 2025 года
21 декабря в возрасте 84-х лет ушёл из жизни Сергей Петрович Баневич – петербургский композитор, самобытный и большой художник.
В его творчестве исключительно важное место занимает театральная музыка для детей. Сергей Петрович по праву считается классиком этого жанра. Спектакли с музыкой композитора на протяжении многих лет не сходят с театральных подмостков, становясь «рекордсменами» по числу постановок. Баневич – один из немногих современных композиторов, театральные произведения которых выдерживают испытание временем.
«Это музыка, написанная лёгкой рукой большого мастера», -
характеризовал творчество Сергея Баневича композитор Исаак Шварц.
Сергей Петрович Баневич – заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга, кавалер Ордена Дружбы. Среди наград и почётных званий особняком стоит Российская Национальная премия в области театрального искусства для детей «Арлекин» в почётной номинации «За великое служение театру для детей», вручённая композитору в 2009 году на сцене Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» в ходе церемонии закрытия VI Всероссийского фестиваля «Арлекин». Сергей Петрович не раз входил в состав жюри вместе с самыми известными мастерами в сфере театра для детей.

Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» с первых лет своего существования был связан с Сергеем Баневичем прочными дружескими и профессиональными узами. Сочинения композитора надолго вошли в репертуар и почти всегда создавались композитором специально для постановки на этой сцене: «Городок в табакерке» (1988), «О Толе, Тоболе, невыученном глаголе и многом другом» (1989, 2022), «Фердинанд Великолепный» (1991), «Сверчок на печи» (2004). Не одно поколение зрителей «Зазеркалья» формировало вкус и любовь к музыкальному театру на глубокой и проникновенной музыке Сергея Баневича, а артистам посчастливилось оттачивать мастерство на замечательно богатом музыкальном материале. Так, заслуженный артист РФ Евгений Акимов, ныне солист Мариинского театра, начинавший свой путь в «Зазеркалье», был первым исполнителем партии Валика в «Городке в табакерке». Уникальный мелодический дар, мастерство драматурга, изысканность выразительного языка, пронзительная лирика и душевный свет музыки Баневича покоряют сердца и артистов, и публики.

Первая постановка оперы «Фердинанд Великолепный» была осуществлена режиссёром Александром Петровым и дирижёром Павлом Бубельниковым задолго до создания ими театра «Зазеркалье» – в 1979 году на сцене Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр) с будущим выдающимся баритоном Сергеем Лейферкусом в заглавной партии. Павел Бубельников впервые открыл слушателям музыку «Фердинанда Великолепного» ещё в 1974 году, когда сцены из этой оперы под его дирижёрским управлением прозвучали в Большом зале Филармонии в концертном исполнении силами солистов Малого оперного театра.
Более 60 лет творческая деятельность Сергея Баневича была связана с музыкальным театром и кино. Оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, музыка к драматическим спектаклям, радио- и телепостановкам, музыка к десяткам кинофильмов… Песня «Дорога без конца» из фильма «Николо Паганини» живёт уже свыше сорока лет – она словно парит над временем. И музыке Сергея Баневича безусловно уготована такая судьба.
Театр «Зазеркалье» не прощается с Сергеем Баневичем. Его наследие - «дорога без конца».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться