«Царское село» отмечает юбилей реставрации Большого зала Екатерининского дворца
Обложка: Большой зал Екатерининского дворца. Фото – Руслан Шамуков.
Новости культуры

«Царское село» отмечает юбилей реставрации Большого зала Екатерининского дворца

Сорок пять лет назад завершилась реставрация Большого зала Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Это одно из самых значимых событий в летописи восстановления царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Архитектор Франческо Растрелли проявил себя как искусный инженер и спроектировал грандиозный интерьер без единой опоры для перекрытий, что усилило ощущение простора и света. После Великой Отечественной войны зал был почти полностью разрушен. Над обгоревшими стропилами нависало небо, погибли средняя и северная части плафона и половина резного золочёного декора.

Опубликовано: 14 июля 2025 года

Площадь Большого зала – около 1000 квадратных метров. Летом он наполнен солнечным светом, а по вечерам – освещён светом 696 электрических свечей. Архитектор Франческо Растрелли проявил себя как искусный инженер и спроектировал грандиозный интерьер без единой опоры для перекрытий, что усилило ощущение простора и света. После Великой Отечественной войны зал был почти полностью разрушен. Над обгоревшими стропилами нависало небо, погибли средняя и северная части плафона и половина резного золочёного декора.

 Большой зал Екатерининского дворца. Фото – Руслан Шамуков.

Шедевр возрождали два десятилетия. Работы начались в 1960 году. Проект реставрации разработал архитектор Александр Кедринский, научную документацию подготовили научные сотрудники музея Елена Гладкова, Вера Лемус, Людмила Лапина, сотрудники ГИОП Вера Кузовникова и Римма Люлина. Постоянное руководство и контроль осуществляли архитекторы ГИОПа Наталья Кремшевская и Иван Саутов. Деревянную золоченую резьбу восстанавливали по сохранившимся фрагментам скульптор Лилия Швецкая и бригада резчиков под руководством Алексея Кочуева. Паркет воссоздавала бригада Евгения Кудряшова по авторским чертежам Франческо Растрелли и сохранившемуся фрагменту из мореного и светлого дуба.

«Аллегория России». Фрагмент плафона Большого зала. Фото: Святослав Новиков. 

Над воссозданием плафонной живописи под руководством Якова Казакова работали художники-реставраторы Борис Лебедев, Виталий Журавлёв и Иван Алексеев. С 1968 года, в течение трёх лет, они трудились над созданием эскизов для монументальной композиции. По сложности и масштабу воссоздание плафона Большого зала не имело аналогов в мировой реставрационной практике.

Разбор завалов в Большом зале Екатерининского дворца. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село». 

В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены считавшиеся утраченными боковые части плафона Большого зала – «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы» кисти Джузеппе Валериани. Мастера обратили внимание на грубо обрезанные края и предположили, что обе эти живописные композиции были когда-то частью огромного плафона, из которого их вырезали и разместили на новом месте. Действительно, после расчистки на обоих полотнах под вензелями Павла I проявился написанный ранее вензель Елизаветы Петровны – Е I. Благодаря этой находке было принято решение реставрировать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. При возрождении центральной части помогли сохранившиеся наброски, рисунки и описание плафона с расшифровкой всех аллегорий. 

Работа над плафоном. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село».

Подготовительная работа потребовала детального изучения иконографических материалов, освоения художественных приёмов Валериани, особенностей колорита его полотен, характера живописной манеры. Как вспоминал художник-реставратор Борис Лебедев, особая сложность заключалась в том, что необходимо было добиться единой тональности воссозданной центральной части плафона «Триумф России» с подлинными боковыми композициями «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира». Если предшественники разбивали плафон на части, и каждый его фрагмент писали на подрамнике, то современным мастерам пришлось преодолеть и трудности технического характера: подниматься на леса, писать на холсте прямо в зале. Больше двадцати минут никто не выдерживал: затекали руки, ноги, шея, начинала болеть спина. Но после короткой передышки работа продолжалась. Живописцы завершили этот огромный труд в 1976 году.

Установка резьбы в Большом зале. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село».

Напомним, что в «Царском Селе» открылась масштабная выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век – 1917 год». Экспозиция в Камероновой галерее объединяет более 800 предметов из собраний, архивов и частных коллекций. Значительная часть экспонатов никогда раньше не выставлялась и не публиковалась. 

Подробности 

Правообладатель фото – Пресс-служба ГМЗ «Царское Село»

 

Обложка: Большой зал Екатерининского дворца. Фото – Руслан Шамуков.

Другие новости раздела

Эрмитаж
Книги
14.07

Эрмитаж выпустил книгу о моде ар-деко

Премия
Джаз
Фестиваль
14.07

Санкт-Петербургский джазовый фестиваль учредил Премию

Книги
14.07

Издательство «Азбука» переиздаст наследие Сергей Курёхина

Царское село
13.07

Казаки снова послужат императору и Отечеству в «Царском Селе»

14.07

Петропавловскому собору подарили икону «Предстояние святых апостолов Петра и Павла перед Христом»

Смотреть все