Опубликовано: 31 января 2023 года
Сегодня, после уже второй по счету сложной реставрации, которую проводили специалисты из Русского музея, абажур на зимний период снова вернулся в «Полторы комнаты». Сравнимый по своей роскоши с гигантской кроватью, абажур был очень важным предметом интерьера для Марии Моисеевны, матери поэта. Аппликации, которые сейчас есть на каждой из его граней, были сделаны ей самой, и соседи вспоминают, что часто видели ее за аккуратной починкой каждой картинки — видимо, они отклеивались и приходилось их постоянно подновлять.
«Они все принимали как данность: систему, собственное бессилие, нищету, своего непутевого сына. Просто пытались во всем добиваться лучшего: чтоб всегда на столе была еда — и чем бы еда эта ни оказывалась, поделить ее на ломтики; свести концы с концами и, невзирая на то, что мы вечно перебивались от получки до получки, отложить рубль-другой на детское кино, походы в музей, книги, лакомства. Те посуда, утварь, одежда, белье, что мы имели, всегда блестели чистотой, были отутюжены, заплатаны, накрахмалены. Скатерть — всегда безупречна и хрустела, на абажуре над ней — ни пылинки, паркет был подметен и сиял» — писал Иосиф Бродский в знаменитом эссе «Полторы комнаты». Теперь маленький кусочек прежней домашней теплоты снова на своем месте. И он помнит всё.
Фото — Музей «Полторы комнаты»
Подлинный абажур семьи Бродских
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться