Опубликовано: 17 октября 2025 года
Ключевым событием Недели осведомленности о дислексии стал запуск образовательного онлайн-проекта «Навигатор: 100 ответов о дислексии». Он объединяет опыт ведущих российских экспертов в области дислексии, дисграфии и дизорфографии — Татьяны Васильевны Ахутиной, Александра Николаевича Корнева, Ольги Александровны Величенковой. |
Навигатор даёт ясные, структурированные и чёткие ответы на ключевые вопросы о том, как распознать признаки дислексии, какие методики диагностики и коррекции работают, как помочь ребёнку в классе и дома, куда обратиться за поддержкой.
«"Навигатор: 100 ответов" — это простой "вход" во все глубины знаний о нарушениях письма и речи. Мы поставили себе задачу создать продукт, который буквально "за руку" проведёт любого пользователя по миру знаний о дислексии. Человек сможет получить ответы, советы и узнать о решениях, которые искал годами», —
отмечает Мария Пиотровская,
учредитель Ассоциации родителей детей с дислексией.
Дислексия — это неврологическое расстройство, проявляющееся в избирательных трудностях с овладением навыками чтения и письма, несмотря на сохранение общего уровня интеллекта и нормальные условия обучения. Людям с дислексией сложно быстро и правильно распознавать слова, устанавливать соответствия между буквами и звуками, а также понимать прочитанное. Это состояние не связано с низким интеллектом, проблемами со слухом или зрением, и не является признаком лени или отсутствия мотивации. Дислексия встречается у 3–7% населения и часто сопровождается трудностями с правописанием и беглостью чтения. Хотя полного излечения не существует, с помощью специальных программ коррекции и поддержки можно значительно улучшить навыки чтения и письма.
Люди с дислексией могут успешно заниматься точными науками, творчеством и спортом. Специалисты считают, что многие известные художники и учёные имели признаки дислексии.

Среди таких фигур — Леонардо да Винчи, писавший зеркальным почерком (что сегодня связывают с дисграфией, часто сопутствующей дислексии), и Пабло Пикассо, который в детстве путал ориентацию букв и воспринимал изображения нестандартно — иногда «вверх ногами» или фрагментарно. Исследования психологов из Мидлсекского университета в Лондоне показывают, что у них был так называемый «словарный слепой» тип восприятия: трудности с чтением и письмом сочетались с исключительно развитым визуально-пространственным мышлением. Это позволяло знаменитостям увидеть мир под другим углом и создать новаторские произведения с необычной перспективой и объёмом.
Среди писателей с предполагаемой дислексией: Ганс Христиан Андерсен, чьи рукописи пестрели ошибками и исправлениями, а в детстве его считали безграмотным; Льюис Кэрролл, постоянно допускавший орфографические погрешности, но создавший «Алису в Стране чудес»; Владимир Маяковский, которому друзья помогали с пунктуацией; Джейн Остин и Агата Кристи — последнюю в школе долго считали медлительной и неуспевающей, хотя позже она стала одной из самых читаемых писательниц в мире.
Эти особенности способствовали развитию у них выдающихся пространственных и творческих навыков, что компенсировало трудности с чтением и письмом. Дислексия в их случае стала частью уникального творческого процесса, помогая создавать новаторские произведения искусства.

Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться