Опубликовано: 31 августа 2023 года
Реставрацию выполнила ведущий художник-реставратор графики высшей категории Елена Шашкова. «Рисунок был сильно загрязнен, затерт и покороблен. Имел вертикальную жесткую деформацию, многочисленные изломы, заломы и разрывы по краям, - рассказала она. - Общую неудовлетворительную картину состояния сохранности усугубляли проколы и крупные царапины с повреждениями бумаги и красочного слоя. На поверхности имелись отдельные желтые пятна...»
В процессе реставрации были механически удалены поверхностные загрязнения и затёртости с обеих сторон авторского листа. Неравномерное пожелтение и желтые пятна ослаблены неоднократной локальной химической обработкой с локальной промывкой этих участков дистиллированной водой. Какой-либо другой вид промывки в данном случае был невозможен, так как красочный слой очень нестойкий к увлажнению (в некоторых местах художник применял анилиновые краски). Были подклеены разрывы, изломы и заломы, а с тыльной стороны восполнены глубокие срывы основы. Жесткая деформация листа расправлена и укреплена. Авторский лист был отпрессован. На завершающем этапе поврежденные участки красочного слоя были тонированы акварелью.
Начальник службы реставрации музейных ценностей Русского музея Евгений Солдатенков рассказал порталу «Культура Петербурга» о самом спектакле, к котором Сашин делал эскизы. «Премьера спектакля состоялась 9 апреля 1927 года в ленинградском Доме печати, который находился тогда в бывшем дворце графини Шуваловой на набережной реки Фонтанки, 21. Пятеро художников – учеников великого мастера, входивших в объединение «Мастера аналитического искусства» («Школа Филонова»), создали не только эскизы костюмов и декораций к спектаклю, но с азартом оформили даже фойе и стены Дома печати, - восторгается Евгений Сергеевич. - Вместе с режиссёром-постановщиком они создали авангардный перформанс, изумивший и, к сожалению, возмутивший практически всех. И критиков, и публику. Всё было необычно. И оформление, и сценография, и постановка, и тексты. Костюмы-конструкторы представляли собой «иронически-гротескные коллажи» с обилием мелких пестрых деталей. Возникало ощущение, что в них невозможно двигаться. На головах актеров были громоздкие цилиндры. По замыслу авторов всё это должно было демонстрировать бездуховность мира, его механизацию и плоскостность. Персонажи превращались в «говорящие костюмы», перенасыщенные деталями. Увы, спектакль смог продержаться на сцене месяц. Отзывы в прессе были разгромные. Режиссёр был вынужден срочно отказаться от филоновских костюмов и, уже в новой постановке сцена была оформлена Эдуардом Криммером, учеником другого великого мастера - Казимира Малевича...»
Вы сможете увидеть эту и другие работы известных учеников Павла Филонова (всего свыше 130 экспонатов) совсем скоро – в конце сентября в залах Мраморного дворца Русского музея.
Правообладатель - Служба реставрации музейных ценностей Русского музея
Обложка: Елена Ивановна Шашкова, ведущий художник-реставратор графики Русского музея за работой над эскизом костюма Добчинского к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" художника Андрея Сашина (1896-1965).
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться