Опубликовано: 15 июня 2025 года
В зале Рембрандта в присутствии экскурсионной группы 48-летний литовец Бронюс Майгис, ранее работавший на лесозаготовках и шахтах под Пермью и Кемеровом, нанес «Данае» ножом два сквозных пореза длиной 12 и 2,5 сантиметра, а затем облил полотно серной кислотой. Красочный слой и грунт был частично утрачен, лак разложился и помутнел. Картину практически сразу промыли водой, а затем подвергли тщательному обследованию и реставрации, тем не менее была утрачена почти треть живописного полотна. Основной урон пришелся на самую ценную часть — женскую фигуру.

Бронюс Майгис был задержан, К его ногам под брюками были привязаны два самодельных взрывных устройства системы «фугас», сделанных из обрезков труб, набитых аммонитом. От них к поясу шли провода, на поясе крепилась батарейка. Воспользоваться взрывчаткой Майгис не успел: его скрутил один из посетителей, милиционер из Минска Василий Клешевский, приехавший в Ленинград, чтобы провести здесь два последних дня своего отпуска.
«Его взгляд был прикован к картине, а я в это время подкрался сзади, выбил нож, припер Майгиса к стенке и стал обыскивать. Он не сопротивлялся, только платком вытирал правую руку: наверное, пару капель кислоты попало. Я спросил его: «Ну что, гад, отличиться захотел?» Он ответил: «Теперь все». Больше он не вымолвил ни слова», -
вспоминал тот день Василий Васильевич.

Сам Майгис потом говорил, что не собирался приводить в действие взрывное устройство, так как увидел, что в зале много людей - он не хотел их поранить. Его целью были только картины. Позднее он объяснил свои действия «политическими соображениями», ему поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». Шесть лет он провел в психиатрической лечебнице.
«Некоторые говорят, что Майгис кричал: «Слава Литве!» во время совершения преступления. Другие это отрицают. Молчат об этом и протоколы. В 1985 году в советском государстве никому не были нужны процессы со столь яркой политической направленностью», —
отмечает в книге «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства» искусствовед и писатель Софья Багдасарова.

Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Во многом картину удалось восстановить из-за уникальной манеры Рембрандта: для покрытия картины он использовал много масла — как раз оно в какой-то степени и защитило шедевр от серной кислоты, красочный слой и грунт картины не были утрачены полностью.
Сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи Евгений Герасимов, Александр Рахман и Геннадий Широков за работой. Правообладатель: hermitagemuseum.org.
14 октября 1997 года «жемчужина» эрмитажной коллекции картин вернулась в экспозицию, но уже под защитой бронированного стекла.
«Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет», -
пишет Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, во вступительной статье к книге «Даная. Судьба шедевра Рембрандта».
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться