Опубликовано: 24 июня 2025 года

— Юлия Стрижак (директор Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина);
— Илья Архипов (режиссер-постановщик спектакля);
— Виталий Серебряков (солист театра «Геликон-Опера», исполнитель роли Германа);
— Елизавета Михайлова (солистка Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина, исполнительница роли Лизы).
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
«Это очень богатая и глубокая партитура. В 1890-м году премьерой оперы дирижировал Эдуард Направник. А балетмейстером был Мариус Петипа. Юрий Темирканов за свою жизнь поставил две оперы: „Евгения Онегина“ и „Пиковую даму“. Валерий Гергиев настолько обожает постановку Юрия Хатуевича, что до сих пор показывал ее в Мариинском театре. Наша „Пиковая дама“ совершенно другая. В оперной жизни нужны новые идеи и новые краски. У нас получилась очень динамичная постановка. Илья Архипов не боится показывать и подчеркивать эмоции. Также зрителей ждет непростая фигура Графини — она молода, красива, мудра», —
поделился своим мнением о спектакле его музыкальный руководитель Фабио Мастранджело.

«Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина с гордостью представляет премьеру. Мы долго шли к этой работе. В прошлом году во время фестиваля „Опера — всем“ была показана „Пиковая дама“ в постановке Ильи Архипова. И тогда мы почувствовали, что нельзя пройти мимо нового режиссерского решения, оно должно остаться в истории. Но то, что вы увидите на сцене Эрмитажного театра, не будет повторением фестивального представления. „Пиковая дама“ — моя любимая русская опера, она неисчерпаема. Мы посвящаем премьеру двум круглым датам: 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135-летию со дня премьеры спектакля на сцене Мариинского театра. Судя по всему, опера была написана по заказу директора Императорских театров Ивана Всеволожского, который пригласил для работы Модеста Ильича Чайковского, брата композитора. Оперу начал писать композитор Николай Кленовский, но произведение не получилось. А затем этой работой увлекся Пётр Ильич. Чайковскому хотелось написать очень страстное творение. И им оказалась „Пиковая дама“. Ведь и Александра Пушкина волновала тема рока, неотвратимости судьбы, безвластия человека над жизнью и смертью. „Пиковая дама“ самая петербургская опера Петра Ильича. Пока здание Театра имени Ф.И. Шаляпина находится на реконструкции, за это время мы должны создать яркие спектакли, с которыми вернемся на обновленную сцену», —
рассказала Юлия Стрижак, директор Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина.

«Опера „Пиковая дама“ для меня имеет роковое значение. Это моя большая режиссерская мечта. Спектакль будет отличаться от того, что многие видели во время „Оперы — всем“. Мы сохранили эстетику инфернального показа мод. На сцене дефилируют все людские пороки. В костюмах присутствует много ворон. Что родилось из: „Три КАРты, три КАРты, три КАРты“. Это птичий двор, огромная стая черных ворон, которая окутывает Германа. А он — белая ворона в этом обществе. Черные образы — пятна на кровавом фоне петербургских силуэтов. И самое главное, если ты одержим темной, черной, порочной мыслью, ты будешь наказан — лишен разума.
Петербург — город, вобравший в себя историю: рядом может стоять здание XVIII или XIX века и огромная современная постройка. Например, два разных Мариинских театра расположены рядом. Так и наше коллекция костюмов — это не эклектика, а квинтэссенция Петербурга разных эпох.
Я называю оперу не «Пиковая дама», а «Пиковая драма». В музыке чувствуется бурление человеческих страстей. Мы создаем драматическую оперу, в которой музыка и драматическое актерское существование работают вместе. Из этого возникает очень сложный стиль, в котором партитура соответствует эмоциональному состоянию героев. Костюмы будут меняться вместе с героями. Кроме того, внутри нашего спектакля есть и балетная составляющая. Художник Татьяна Яцюк нарисует Петербург светом. Художник по видеоконтенту Вадим Дуленко провел настоящее исследование. И из окон разных локаций мы будем видеть исторические места, рядом с которыми происходило действие оперы. Мы показываем ту самую атмосферу Петербурга, которой пронизана опера. Некоторые сцены поставлены парадоксально. Первые в истории «Пиковой дамы» мы иначе решаем смерть всех героев: неклассически и нетипично. Но это маленькая тайна, которую, мы надеемся, вы захотите разгадать и придете на премьеру», —
приоткрыл тайны режиссер-постановщик Илья Архипов, после чего представил эскизы костюмов и декораций.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
«Для меня „Пиковая дама“ — это самая гениальная, самая полноценная русская опера. И для меня стало большой удачей участвовать в постановке, созданной именно в Петербурге» —
считает Виталий Серебряков, исполнитель роли Германа.

«Еще в музыкальном училище мне бесконечно сильно полюбилась опера „Пиковая дама“. И сейчас мне представилась возможность исполнить свою мечту. Это невероятная музыка. Чайковский заложил в нее все краски, все эмоции — сотворил нечто невероятное» —
уверена Елизавета Михайлова, исполнительница роли Лизы.

Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться