Батик
Основная идея выставочного проекта — показать зрителю авторский текстиль крупных художественных школ России: Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2023 году главной темой фестиваля был выбран батик — роспись по ткани вручную. Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался в Перу, Японии, Шри-Ланке, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае.
Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. В Европе батик получил известность в начале XX века.
Представленные на выставке произведения выполнены в различных техниках: холодный и горячий батик, свободная роспись, а также смешанная техника — батик с вышивкой аппликацией. Холодный батик отличается от горячего тем, что для росписи ткани применяется холодный резерв, препятствующий растеканию краски. Этот состав не требуюет предварительного подогрева, в отличие от воска.
![Конюшенный корпус. Выставочные залы. Фото: Ирина Иванова Конюшенный корпус. Выставочные залы. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/a1a/mryw59v77nq3j4pelqhp5d6agtbnooz7.jpg)
![Общий вид выставки. Фото: Ирина Иванова Созвездие. Фото - Ирина Иванова-5688.jpg](/upload/medialibrary/d5b/1u5c7rxiycve0m9wkyes3yaaun7vwm1r.jpg)
Интересным дополнением выставочного проекта Гильдии текстильщиков стали произведения из фарфора, выполненные художниками Санкт-Петербурга, чье творчество в той или иной степени связано с Императорским фарфоровым заводом.
![Работы Ксении Лавровой. Фото: Ирина Иванова Работы Ксении Лавровой. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/b05/j5vnqexq737mdjm6u76eu2995xhxru05.jpg)
Концепция фестиваля
Сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга Зоя Ленденская-Большакова рассказала концепцию фестиваля во время его торжественного открытия.
В этот раз мы представляем батик. Что касается общей идеи фестиваля, то она у нас возникла сразу. Мы решили, что будем представлять школу текстиля художественного, как и ковров. Школы текстиля мало изучены, и находятся в развитии. Но, тем не менее, мы решили сделать на это упор. И мы приглашаем к участию три больших школы текстиля, это три города, три столицы России: Москва, культурная столица Санкт-Петербург, и столица Урала — Екатеринбург. В этих трех городах уже давно, еще со времен Советского Союза формировались эти школы. И сейчас они находятся в развитии. И мы смотрим с радостью в будущее и надеемся, что этот наш фестиваль будет связующим звеном, точкой отсчета для нашего дружеского проекта. Но так как наш фестиваль — живая вещь и находится в развитии, мы искали не только идею фестиваля, а еще и ДНК. Есть еще и такая вещь, как ДНК фестиваля, дух фестиваля. Мы решили найти еще три точки, три сути текстиля: волокно, нить и сама ткань. Нить мы уже представляли, ручное ткачество в прошлом году. В этом году мы показываем ткань. А на третьем фестивале в будущем году мы покажем волокно. То есть мы представляем эволюцию школ — это идея фестиваля, и эволюцию текстиля — это три части, три составляющие художественного текстиля.
![Зоя Ленденская-Большакова выступает с речью. Фото: Ирина Иванова Зоя Ленденская-Большакова выступает с речью. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/353/qmvg70kd4q6frvm39d668qqdwxrycm5c.jpg)
Текстильная книга художника
В рамках фестиваля одновременно проводится конкурс-выставка «Текстильная книга Художника». Участникам было предложено совершить своеобразный эксперимент с художественным текстилем, отдавая преимущество ручному ткачеству, вязанию, плетению, пэчворку, печати и вышивки. Авторам можно было использовать любые волоконные и растительные материалы, включая бумагу и войлок.
Термин «книга художника» появился в России в 90-х гг. XX века и является калькой с французского Livre D’Artiste. Есть книга о художнике, а есть книги художника. В чем разница? Книга художника — это своеобразный творческий метод, в котором автор использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента для самовыражения. В отличие от писателя он создает книгу как целостный организм, в котором текст — одна из частей единого произведения. Их книги — это арт-послания творческих идей самих художников.
Книги по искусству и книги с иллюстрациями отличаются от книг художника. Здесь иллюстрации, визуальный облик книги играют вспомогательную роль. Их можно исправить без потери информации.
Авторы трансформировали традиционную структуру книги в свитки, фолианты, раскладушки или свой вариант формы при помощи разных материалов.
![Конкурс-выставка «Текстильная книга Художника». Фото: Ирина Иванова Конкурс-выставка «Текстильная книга Художника». Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/2a6/zgacj4kjv7k8xo9esj2va3a3q5at79lt.jpg)
![Александра Анюхина. «Книга странствий» (2022). Фото: Ирина Иванова Александра Анюхина. «Книга странствий» (2022). Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/971/b6psxi3zvxtoirsy1hrq1bet3iooq7py.jpg)
Народы мира в текстиле
Санкт-Петербург — это город, в котором сплавляются культура, искусство и традиции людей, принадлежащих к разным народам, этническим группам и конфессиям с момента его основания. Также в 2023 году Санкт‑Петербург объявлен культурной столицей Содружества независимых государств. Посетив выставку, среди экспонатов вы увидите как образы народов мира нашли свое отображение через текстиль и батик тоже.
Показываем некоторые из них.
![Виктория Чернышева. «Казахи» из серии «Астрахань многонациональная» (2013). Хлопок, горячий батик. Фото: Ирина Иванова Виктория Чернышева. «Казахи» из серии «Астрахань многонациональная» (2013). Хлопок, горячий батик. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/c3f/9orv558hrvzczhu017zephdvkzfzxhnx.jpg)
![Фрагмент картины Фрагмент картины](/upload/medialibrary/f16/tsv0yock0r5w97t7vasplgakgw04qa71.jpg)
Интересный факт: В Астраханской области, согласно официальным данным, проживает 16% казахов. В цифрах — свыше 150 тысяч этнических казахов. Сегодня они — вторая по численности группа населения в регионе. Они живут на этих территориях с 1801 года.
На картине казахи в национальной одежде, а девушка играет на национальном музыкальном инструменте — на двухструнной домбре. Она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов.
![Александра Юхлымова. «Ханши-хантыйские письма» (2020). Шелк, горячий батик. Фото: Ирина Иванова. Александра Юхлымова. «Ханши-хантыйские письма» (2020). Шелк, горячий батик. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/c57/vphe0t3gvrtiktb4fn2e3d46z649f4dy.jpg)
![Фрагмент Созвездие. Фото - Ирина Иванова-5769.jpg](/upload/medialibrary/4aa/uhoj6wi4g4x70rp2f1d6si2snbzbhkzn.jpg)
Интересный факт: Ханты — коренной малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Вместе с манси составляет коренное население Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов России. Хантыйский язык уникален своей необычайной диалектной раздробленностью. Он делится на два наречия, а они дробятся, в свою очередь, на 13 диалектов. Поскольку ханты — охотники, то в основу орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Обнаружение следа зверя — это почти добыча, поэтому след сакрален, и в орнаменте он образует бордюр.
На панно «Ханши-хантыйские письмена» изображены орнаменты народа ханты. Вся композиция связана орнаментом по кругу, и в каждом секторе орнаменты птиц и животных.
![Александра Хохоева. «Большая охота» и «Чукчи ловят солнечную рыбу» (2015). Хлопок, горячий батик. Фото: Ирина Иванова Александра Хохоева. «Большая охота» и «Чукчи ловят солнечную рыбу» (2015). Хлопок, горячий батик. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/d46/h0ylhmhui6zrleqo7jpn00oap11cxksi.jpg)
![Фрагмент Фрагмент](/upload/medialibrary/ec3/gl4zdqat45hrthhzk1tygtco31koso5c.jpg)
Интересный факт: Чукчи — малочисленный коренной народ крайнего северо-востока Сибири. Общая численность — 15,8 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.
Чукчи называют себя луораветлан («настоящие люди») и делятся на анкальын («приморские люди») и чаучу («имеющие оленей»). У береговых чукчей основой питания было мясо морского зверя. Береговые чукчи зимой и весной охотились на нерпу и тюленя, летом и весной — на моржа и кита.
Персональная выставка Татьяны Власовой «Мгновения в шелке»
Текстильную программу фестиваля дополняет персональная выставка Татьяны Власовой «Мгновения в шелке». Она расположена на первом этаже Малого зала Конюшенного корпуса. Попасть на нее можно через дверь внутри колоннады. Среди экспонатов — натуральный шелк и шерсть, холодный и горячий батик, свободная роспись, вышивка и текстильный коллаж. На выставке представлены небольшие текстильные арт-объекты, которые можно увидеть сквозь маленькие окошки-иллюминаторы.
![Татьяна Власова. «Бесконечность метаморфоз природы». (2017) Шерсть, шелк, валяние, дерево. Фото: Ирина Иванова Татьяна Власова. «Бесконечность метаморфоз природы». (2017) Шерсть, шелк, валяние, дерево. Фото: Ирина Иванова](/upload/medialibrary/f5a/qluyj1n6be1ue50fo1rzwd4yxmulflr5.jpg)
![Татьяна Власова. Слева: «Севильяна» (2013). Натуральный шелк, холодный батик. Фото: Ирина Иванова. Справа: «Рыба», платок из серии «Мой Петербург» (2007-2010). Натуральный шелк, холодный батик. Фото: Ирина Иванова. Татьяна Власова. Слева: «Севильяна» (2013). Натуральный шелк, холодный батик. Фото: Ирина Иванова. Справа: «Рыба», платок из серии «Мой Петербург» (2007-2010). Натуральный шелк, холодный батик. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/f80/lpltn9k2ysmt2suqa3qcctfv55z6bi3v.jpg)
Фото: Ирина Иванова
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться