Опубликовано: 20 января 2025 года
18 января в Северной столице прошло чествование победителей конкурса театральных рецензий «Верю! Молодые о Молодежном». Среди награждавших лучших юных критиков города был и портал «Культура Петербурга».
Молодежный театр на Фонтанке проводит этот конкурс в третий раз. Ежегодно участникам предлагается написать рецензии на спектакли театра. Авторы лучших работ получают абонементы на бесплатное посещение площадки, а также денежные призы.
В этом году в творческом состязании приняли участие 39 студентов и школьников. Победителями в номинации «ВЕРЮ!» стали:
Александр Тарасенко с рецензией на спектакль «Пять вечеров»; Екатерина Волошенкова – «Нас обвенчает прилив», Полина Янова – «Прощание в июне» (Спецдиплом жюри).
В номинации «Три карты»:
Третье место - Егор Грибалев – «Обыкновенные чудики» и Людмила Куклина – «Жестокие игры»;
второе место - Екатерина Загородникова – «Синие розы»;
первое место – Софья Бочканова - «Забыть Герострата».
Кроме того, конкурс судило и журналисткое жюри, в состав которого входила редактор портала «Культура Петербурга» Елена Казачинская. Представители СМИ выбрали своих фаворитов – лучшими стали: по мнению портала «Культура Петербурга» – Юлия Симонова (с рецензией на спектакль «Стакан воды»), по решению журнала «Театр+» – Полина Янова («Прощание в июне»), сайт Кudago назвал в качестве своего победителя участницу нашего клуба юнкоров «МедиаКульт» Софью Бочканову («Забыть Герострата»), газета Мetro – Стефанию Щитникову («Прощание в июне»).
«Культура Петербурга» вручила Юлии Симоновой приз от портала и Института культурных программ. Предлагаем читателям ознакомиться с рецензией победителя.
Полцарства за простой стакан
«Песчинка, попавшая в чувствительный инструмент», — так доктор Ватсон в рассказе Артура Конан Дойла характеризовал любовь, поразившую умного хладнокровного человека. Похожую метафору использует виконт Болингброк в спектакле Молодежного театра на Фонтанке «Стакан воды» для случая, которого он ждет, чтобы переломить политическую игру в свою пользу. Здесь «песчинкой», обладающей непреодолимой силой, тоже оказывается любовь.
Комедия «Стакан воды» переносит зрителей в Англию XVIII века, где разворачивается увлекательная борьба между насмешливым Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, (Сергей Барковский) и жестокой герцогиней Мальборо (Екатерина Дронова). На кону — благосклонность королевы Анны (Аллы Одинг), а значит, и власть, возможность влиять на политическую обстановку в стране и на ход войны. Но это не единственная задача, которая стоит перед виконтом: ему приходится сражаться за счастье двух влюбленных: Абигайль Черчилль (Наталья Мызникова) и молодого прапорщика Артура Мешема (Константин Дунаевский), к которому не равнодушны и герцогиня с королевой. Капризная удача находится то на стороне Сент-Джона, то на стороне его противницы, и в кульминации простой стакан воды становится причиной, приводящей к отставке герцогини.
Виконт Болингброк в исполнении Сергея Барковского остроумен и обаятелен. Эти черты особо проявляются в те моменты, когда ему за несколько секунд приходится находить выход из ловушек, расставленной хитрой госпожой Мальборо. Талант и проницательность героя полностью раскрываются в последней сцене, где безнадежная, казалось бы, ситуация (честь королевы под угрозой, Артур под следствием) разрешается в течение всего одного блестящего монолога.
Лаконичные декорации всего несколько ярких деталей воссоздают перед нами картину английского двора. Впрочем, как пьеса Эжена Скриба, так и постановка Михаила Черняка не нуждаются в документальной достоверности. Исторический контекст здесь лишь предлог, чтобы говорить о вещах вечных, таких как любовь и дружба, а также воспевать превосходство разума и преданность.
Золотая скамейка в центре сцены в первом акте выглядит как жердочка в клетке, где заперта безвольная правительница. Во втором скамья преобразуется в трон гордячки, — когда королева Анна, раззадоренная близкой возможность любви и ревностью к сопернице, начинает повелевать. Важной, но при это комичной деталью становится и непомерно долгий путь герцогини Мальборо со стаканом воды, которому суждено переломить политическую ситуацию в пользу Генри Сент-Джона.
Заслуживает внимание работа художника по костюмам Михаила Воробейчика. Пышные наряды, кукольные образы королевы Анны не только запомнятся надолго после выхода из театра, но и удачно подчеркивают детский, безвольный характер героини. Присутствует явный символизм в одежде — темные образы герцогини Мальборо, преимущественно зеленого или черного цвета, контрастируют со светлыми платьями простодушной королевы Анны и добросердечной Абигайль.
Находка спектакля — дворецкий Томпсон (Евгений Клубов). В тексте пьесы слуге отведена совсем небольшая роль, но в постановке Молодежного театра на Фонтанке глуховатый дворецкий становится блистательным комедийным персонажем в каждой сцене, где он присутствует.
Спектакль довольно точно следует за текстом Эжена Скриба. Небольшие забавные дополнения, как визуальные, так и звуковые (например, момент, когда виконт Болингброк несколько раз не отвечает на вопрос Артура, пока опустошает стакан воды), делают происходящее ближе современному зрителю. Актеры играют так, что веришь: эти паузы и повторы — возможно, импровизация, возможно - случайность, и лишь после остроумной реплики с опозданием понимаешь — такова задумка режиссера.
Отдельный тема, которая современно звучит в спектакле — вопрос преемственности поколений. Задаешься вопросом: кто займет место Генри Сент-Джона, когда он уйдет на покой? Молодые люди в пьесе в основном увлечены личными отношениями, так неужели старания виконта пойдут прахом, а его мудрость умрет вместе с ним? Перенося эти размышления на реальный мир, оглядываешься и находишь ответ: театр — ниточка-подсказка, протянутая сквозь время, помогающая сохранить связь и перенять опыт предыдущих поколений.
После спектакля остается двоякое ощущение. С одной стороны, удовлетворение от счастливого конца и убедительной актерской игры, которая переносит в другой мир. Там политические интриги — увлекательная игра, за которой следишь, затаив дыхание. С другой, не оставляет беспокойство: неужели равновесие мира зависит от капризной случайности и страстей безвольных людей? Может ли простой стакан стать причиной смены политического курса? Постановка подсказывает: удача приходит к тем, кто ее заслуживает, то есть к людям добрым и умным, кто трудится на благо мира и любви. И посыл этот не выглядит наивно, скорее уж, справедливо.
Юлия Симонова,
участница Третьего конкурса «ВЕРЮ! Молодые о Молодежном», магистрант Университета ИТМО.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться